Сколько ребенка нужно наказывать, а сколько поощрять

19.08.2010
наказание ребенкаЧто же такое наказание? Если вспомнить детство то наверняка кто-то вспомнить пару затрещит, кто-то домашний арест из-за небрежно выполненного домашнего задания, кто-то стояние в углу за какие-то шалости. И наверняка вспомнятся друзья для которых эти оплеухи были вполне привычным делом, потому что сыпались со всех сторон. И все равно эти друзья опять шли и делали свою шалость, отчего получали снова и снова – и никакой подзатыльник был им не указ. Почему так происходит? В первую очередь потому, что наказание – это то, что происходит прежде всего в самом ребенке. Что именно он при этом переживает. Если обратиться к психологии, то это давящее, неприятное чувство, смесь стыда и унижения, которое хочется поскорее позабыть или тем более от него побыстрее избавиться.
Аналогично обстоят дела с поощрением. Поощрение, это не всегда то, что мы считаем наградой для ребенка, а то, что ребенок воспринимает как награду. Это прежде всего некая возвышенность, удовлетворенность от какого-то завершенного дела, за которое тебя похвалили. Удовольствие от того что тебя просто любят. Ясное дело, что ребенку будет хотеться переживать это чувство снова и снова.
Похвала ребенкаВряд ли кто-то даст квалифицированный и правильный ответ, сколько ребенка нужно наказывать, а сколько поощрять. Воспитательный момент тут выступает не в количестве, а в отношении ребенка к поощрению или наказанию.

Чтобы наказание достигло цели, ребенок должен испытывать чувство вины. Для этого он должен понять, что он сделал что-то плохое и нарушил хорошие взаимоотношения, - неважно с кем – воспитателем или родителями. Если это чувство у ребенка отсутствует, то это всего лишь бессмысленный акт насилия над ребенком и трата вашей энергии. Это не воспитание. Еще хуже ситуация, когда негативный заряд переносится на наказывающего. Наказывающий выступает как надсмотрщик, который высек невинного.

Вы скоро уходите в декретный отпуск? Тогда пора посчитать какое upcenter.ru/?p=76 вам полагается.

Психологи выделяют три аспекта в наказании ребенка.
Первый аспект – наказание должно исправить вред, который причинил ребенок негативным поведением. Поэтому ребенок должен сам сложить свои разбросанные игрушки к примеру или по возможности их отремонтировать.
Второй аспект наказаний – предотвратить подобные действия в будущем. Т.е. имеют отпугивающий и устрашающий эффект.
Третий, но тем не менее с точки зрения психологов, самый важный аспект – снятие вины. Провинность – это своего рода отчуждение, преграда с любимыми людьми. Поэтому наказание должно снять эту вину. Таким образом, справедливость торжествует – наказуемый признал свою вину и понес наказание. Поэтому никогда в плохом настроении не срывайтесь на ребенка и не наказывайте его зря. Для вас это может и быть небольшой разрядкой, а ребенок не чувствует своей вины и в его понятие справедливости акт бессмысленного наказания никак не укладывается. Ребенок просто не ощущает ни вины, ни чувства облегчения от того что попросил прощения.