Взаимодействие движения и индукции нервных процессов

10.09.2016

Как было описано ранее, нервный процесс (возбудительный или тормозной) непрерывно индуцирует вокруг себя процесс, противоположный по знаку. Возникший нервный процесс, в свою очередь, приходит в движение и взаимодействует с вызвавшими его процессами. Все это ведет к появлению сложнейших динамических отношений. По представлениям павловской физиологической школы, кора больших полушарий является «грандиозной мозаикой движущихся нервных процессов».

Итак, по мере укрепления дифференцировки уменьшается последовательное торможение и усиливается положительная индукция, иррадиационные явления все более сменяются индукционными. Отмеченные выше изменения во взаимоотношениях иррадиации и индукции в ходе укрепления дифференцировки являются лишь частным случаем более общей закономерности. Эта закономерность обнаруживается, например, при развитии угасательного торможения.

Опишем следующий опыт. Исследование проводили на собаке, у которой были выработаны условные рефлексы на касалки, расположенные в ряд. По величине слюноотделения все рефлексы были точно выравнены. Испытывали эффект однократного неподкрепления действия крайней касалки. Результаты опытов суммированы в табл. 3.7.
Взаимодействие движения и индукции нервных процессов

При первых применениях неподкрепляемого сигнала (начало работы) торможение широко разливается по всему кожному анализатору до самого дальнего пункта. Оно иррадиирует, не теряя своей интенсивности. Очень долго не наступает его концентрация. Даже спустя 12 мин условный рефлекс с самой отдаленной касалки (89 см от угашаемой) еще не освободился от торможения. Однако после некоторой тренировки таких частичных угашений (середина работы) картина меняется. Теперь область иррадиации сократилась до пункта касалки, находящейся на расстоянии 43 см от угашаемой. Быстрее идет концентрирование, и появляются случаи усиления рефлексов с других пунктов, т. е. признаки положительной индукции.

Наконец, после длительной тренировки частичного угашения рефлекса тормозной процесс строго ограничивается тем пунктом, где возник. Сделано заключение, что концентрация в этом случае идет очень энергично, так как даже в «своем» пункте торможение то исчезает, то появляется вновь в борьбе с атакующим его возбуждением. Даже в непосредственном соседстве (касалка на расстоянии 1 см) имеет место полная положительная индукция. Таким образом, и в случае тренировки угашения тормозного процесса явление положительной индукции вытесняет другой процесс — иррадиацию тормозного процесса.

В павловской физиологической школе было сформулировано представление о том, что иррадиация и концентрация нервных процессов при одновременном и двустороннем их индуцировании создают сложное и подвижное распределение возбуждения и торможения по коре мозга. Картина такого распределения в каждый данный момент зависит от ряда обстоятельств текущей и предшествующей деятельности головного мозга: от силовых отношений сигнальных раздражителей; от территориальных отношений возникающих очагов возбуждения и торможения; от характера развивающегося торможения (угасательное, дифференцировочное и пр.); от прочности условного рефлекса; от индивидуальных различий подопытных животных (типа высшей нервной деятельности).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: