Познакомимся с взглядами Ю.Конорского на обучение более подробно. Будем придерживаться концептуального подхода, другими словами, нас будут интересовать вопросы: «Как?» и «Почему?», но не «Где?».
Приобретенное поведение животных и человека основывается, согласно взглядам Ю. Конорского, на трех принципах:
• 1) интеграция сенсорного притока происходит за счет формирования гностических (перцептивных) нейронов (рис. 5.1, А);
• 2) образование временной связи между центрами условного и безусловного сигналов основано на принципе ассоциаций, или образовании временной связи между различными группами гностических нейронов (рис. 5.1, Б);
• 3) в определенных условиях организм может обеспечить себя также новыми стимул-объектами, а следовательно, и новым восприятием посредством выполнения двигательного акта; в этом случае мы получаем инструментальный (двигательный) условный рефлекс (рис. 5.1, В).
Из схем, приведенных на рис. 5.1, видно, что между принципами ассоциативного и инструментального обучения имеет место определенное различие. В соответствии с принципом ассоциативного обучения (по Ю. Конорскому) происходит установление временной связи между гностическим нейроном ГН1, активируемым соответствующим стимул-объектом, и гностическим нейроном ГН2, который активируется именно этой связью в отсутствие стимул-объекта. В результате этого вызывается воспроизведение образа, а не восприятие стимул-объекта.
При функционировании мозга в соответствии с принципом инструментального обучения активируется ГН2. Это производится самим стимул-объектом, вызванным двигательным актом (ДА), и поэтому имеет форму действительного восприятия. Таким образом, идея Конорского состоит в том, что животное с помощью разнообразных движений («пробы и ошибки») активно (!) занято поиском стимул-объекта (ищет пищу или избегает опасности и пр.).
Известно, что при обсуждении этой проблемы была высказана отличная точка зрения, связанная прежде всего с именем Э.А. Асратяна. Интерпретация механизма двигательного условного рефлекса в терминах павловской физиологии подробно была описана ранее.
По мнению Ю. Конорского, между тремя принципиальными схемами (формирование гностических нейронов, образование ассоциации между двумя гностическими нейронами и активный поиск стимул-объекта) существуют феноменологические различия, но их нельзя считать совершенно независимыми друг от друга. Так, принцип (1) можно считать идентичным принципу (2), поскольку его можно рассматривать как распространение принципа ассоциации (1) на полимодальную интеграцию. Принцип (3) можно рассматривать как образование ассоциаций между экстероцептивными и кинестетическими нейронами.
Опишем принцип образования гностических нейронов. В 50-е годы XX в. Ю. Конорский сформулировал выше описанные принципы в достаточной степени умозрительно. В основном он ссылался на давно известные феномены целостного восприятия зрительных образов, например на известные зрительные иллюзии. На рис. 5.2 приведена одна такая иллюзия, которую цитировал Ю. Конорский (1970). Наблюдатель мгновенно, часто для себя неожиданно, переходит от восприятия одной фигуры к другой (портрет старухи или молодой женщины). Достижения нейрофизиологии последних десятилетий позволили привести новые доказательства в пользу гипотезы образования гностических нейронов. У обезьян, например, описаны реакции нейронов в нижней височной коре при предъявлении фигур человека и близких по форме объектов.
Ю. Конорский разделяет рефлексы по биологическому значению на сохранительные и защитные. Рефлекторным центром он считает совокупность нейронов, связанных с данным рефлексом, независимо от их местоположения в нервной системе. К исполнительным безусловным рефлексам Конорский относит рефлексы устранения раздражителя, наступательные рефлексы, рефлексы нацеливания, к подготовительным безусловным рефлексам — рефлексы голода (состояние голода), рефлексы страха (состояние страха), поисковые рефлексы (подготовительная исследовательская деятельность).
Система подготовительных рефлексов состоит из двух реципрокно взаимодействующих подсистем, одна из которых вызывает определенную активность, а другая подавляет ее. Ю. Конорский вводит понятие драйва (от англ. drive — двигать, приводить в действие), под которым понимает первичные процессы, контролирующие основные виды подготовительной активности организма. Te виды поведения, которые связаны с этими процессами, он называет драйв-рефлексами — субъективные переживания, связанные с определенными видами драйвов, эмоциями. За удовлетворением драйва следует состояние антидрайва. Состояния, связанные с драйвами и антидрайвами, называют мотивационными состояниями. Структуры мозга, обеспечивающие эти состояния, называют мотивационной системой головного мозга.
Мотивационная система Ю. Конорским противопоставляется гностической системе. Эти две системы мозга — мотивационная и гностическая — обслуживаются разными мозговыми структурами, разными рецепторами и различаются симптомами поражения и реакциями на электрическую стимуляцию данных мозговых структур. Таким образом, по Конорскому, все приобретенное поведение животных можно разделить по биологической роли на сохранительное и защитное, а по последовательности осуществления — на подготовительное и исполнительное.