Теории инструментального обучения

10.09.2016
В конце XIX в. в американской психологии возникло научное направление по исследованию психологии поведения. Его создателями считают Э. Торндайка и Дж. Уотсона. И.П. Павлов в предисловии к своему труду «Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» называет Э. Торндайка своим предшественником. Он пишет: «Должен признать, что честь первого по времени вступления на новый путь должна быть предоставлена Edward L.Thorndike (Animal Intelligence: An Experimental of the Associative Processes in Animals, 1898), который на два-три года предупредил наши опыты и книга которого должна быть признана классической как по своему взгляду на всю предстоящую грандиозную задачу, так и по точности полученных результатов». Взгляды и экспериментальные методы исследования, разработанные в американской психологии Э. Торндайком, идейно близки к представлениям, развиваемым И.П. Павловым. Поведение для Торндайка — также система реакций, а психика представляет собой только усложненные формы поведения.

Ученик и последователь зоолога К.Ллойда Моргана Э.Торндайк разработал оригинальный экспериментальный подход к изучению поведения животных. Большинство своих исследований он выполнил на кошках. В качестве инструмента исследования использовалась так называемая «проблемная клетка», куда помещали голодную кошку (рис. 5.7). Животное совершало разнообразные движения (пробы), которые в начале эксперимента ни к чему не приводили (ошибка). В конце концов ей удавалось нажать на нужный рычаг, поднять дверку и покинуть клетку. Вне клетки кошка получала кусочек мяса, и ее снова помещали в клетку. С каждой новой пробой кошка все быстрее выбиралась из клетки, обучаясь делать движения, приводящие к освобождению. Торндайк отмечал, что всякий раз кошка решала задачу по-разному, но обучение животного можно было охарактеризовать латентностью выполнения задачи. Графически процесс обучения можно представить, если отложить по абсциссе номер опыта, а по ординате латентный период, получается кривая, называемая кривой обучения (рис. 5.8). В опытах Торндайка впервые продемонстрирована ассоциация между движениями и внешними ситуациями.
Теории инструментального обучения

В своей докторской диссертации (1898) Э. Торндайк сформулировал несколько законов обучения. Наиболее важный из них — закон эффекта, согласно которому связь между ситуацией и реакцией организма со временем усиливается, если она вызывает удовлетворяющее животное состояние (satisfying state of affairs). И напротив, эта связь ослабляется, если вызывает неприятное для животного состояние (annoying state of affairs). Он сформулировал также закон упражнений, в соответствии с которым связь между ситуацией и реакцией организма усиливается от повторения и ослабляется от неповторения. Эти «законы», как их назвал Торндайк, послужили развитию в западной психологии нового научного направления объективного изучения поведения — бихевиоризма. Введение в практику исследования количественной оценки реакций животного послужило началом создания экспериментальной психологии животных. Торндайк считается не только ее основоположником. Он первый исследовал скорости обучения у представителей разных таксономических групп животных. При этом Торндайк ссылался на дарвиновский принцип: реакции, которые подкрепляются пищей, способствуют выживанию биологического вида.
Теории инструментального обучения