Основные концепции бихевиоризма

10.09.2016
Сторонники бихевиоризма считали, что функции головного мозга, которые проявляются в поведении, можно исследовать как «черный ящик»: на вход «ящика» подается сигнал, а с его выхода считывается реакция. Зная входной стимул S (stimulus) и реакцию R (reaction), можно получить представления о закономерностях формирования реакций.

Известно, что И.П. Павлов так оценил это научное направление в письме «Ответ физиолога психологам» (1951): «... Теория рефлекторной деятельности опирается на три основных принципа точного научного исследования: во-первых, принцип детерминизма, т.е. толчка, повода, причины для всякого данного действия, эффекта; во-вторых, принцип анализа и синтеза, т.е. первичного разложения целого на части, единицы и затем снова постепенного сложения целого из единиц, элементов; и наконец, принцип структурности, т.е. расположения действий силы в пространстве, приурочение динамики к структуре». Эта цитата показывает, что И. П. Павлов в отличие от психологов во главу угла ставил исследование нейрофизиологических механизмов поведения.

Бихевиоризм (от англ. behavior) — направление экспериментальной психологии, возникшее в начале XX столетия. Один из его основоположников — выдающийся американский психолог Дж. Уотсон — настаивал на том, что предмет психологии — это только такое поведение, которое можно зарегистрировать и измерить количественно. Уотсон полагал, что поведение построено из секреторных и мышечных реакций, которые определяются внешними стимулами, действующими на животное. Поэтому экспериментальная психология должна изучать реакции на строго контролируемую стимуляцию. Таким образом, основным для бихевиористов был анализ связей между стимулами (S) и возникающими на их основе реакциями (R): S-R-связи.

Приведенные принципы обучения животных были сформулированы Торндайком уже на основании опытов с «проблемными клетками» (см. рис. 5.7). Как говорилось ранее: с каждым новым испытанием время освобождения животного из клетки становилось короче. Торндайк предположил, что кошка выучивается связывать стимульную ситуацию (вид клетки, состояние голода и пр.) с двигательной реакцией — S-R-связь. Исходно животное совершает большое количество движений, но подавляющее их число остается безуспешным, поэтому связь с неуспешными движениями ослабевает. Напротив, связь с правильным (подкрепляемым) движением упрочивается. Отвечая на вопрос: «Как упрочивается соответствующая связь?», Торндайк сформулировал «закон эффекта»: S-R-связь упрочивается, если она подкрепляется, и ослабевает, если не подкрепляется. Ученый считал ненужным выдвигать какие-либо предположения о мозговых процессах или предположения, как животное «добивается своей цели». Если животное совершает реакцию при наличии стимула и получает после этого подкрепление, то предъявление того же стимула с высокой вероятностью должно вызвать у него реакцию в интервале, следующем за стимулом. Теории обучения («S-R») предполагали, что животное и человек выучиваются по одинаковым законам, о чем, по мнению сторонников бихевиоризма, свидетельствуют «кривые научения»: формы кривых в филогенетическом ряду от муравья до человека имеют большое сходство. Наличие четких количественных характеристик дало толчок к развитию математического аппарата для описания процесса обучения и возникновению «математической теории обучения».