«Потребность - мотивация - эмоция»

12.09.2016
Как говорилось ранее, в основе современных представлений о физиологических механизмах целенаправленного поведения животных и человека лежит триада «потребность — мотивация — эмоция». В физиологии высшей нервной деятельности наиболее подробно изучены механизмы биологических мотиваций. Это связано с тем, что история исследования мотивации имеет более продолжительный период в биологии по сравнению с другими компонентами триады.

По мнению академика П.В. Симонова, физиологию высшей нервной деятельности нельзя однозначно отнести ни к биологическим, ни к социальным наукам, ибо она включает элементы всех этих отраслей знаний. Другое дело — единый процесс отражения объектов и явлений внешнего мира, который можно рассматривать в различных его аспектах: с нейрофизиологической стороны и с субъективной стороны, т.е. психологической. Любая психическая функция обладает свойством, которое можно определить как «индивидуализация», т.е. она принадлежит исключительно данному субъекту. Недаром в психологии XIX в. широко применяли метод интраспекции, т. е. наблюдения за самим собой. Другие люди — ничем не заменимое зеркало, считает П. В. Симонов, благодаря которому «конкретный человек не только осознает себя человеком, но и проверяет человечность, всеобщность своего восприятия окружающей действительности». Ho отражательная деятельность мозга не исчерпывается знаниями, добываемыми естественными науками.

Существует и второй путь, значение которого в развитии цивилизации подчас остается как бы в тени традиционных завоеваний научной мысли. Рядом с «co-знанием» функционирует «со-переживание». Современные методы физико-химических наук не в состоянии познакомить нас с переживанием боли, удовольствия, радости и т.д. Эти переживания субъективны, их нельзя наблюдать непосредственно, а понимание их достигается исключительно сопереживанием, роль которого до сих пор в полной мере не оценена ни теорией, ни практикой воспитания. В основу развиваемой гипотезы П.В. Симонов положил понятие «эмоции».

Понимание термина «эмоции» в физиологии и психологии различается мало. Приведем определение эмоции, данное выдающимся отечественным психологом А.Н. Леонтьевым: «Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности». Согласно физиологу П.К. Анохину, «эмоции — это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека, от глубоко травмирующих страданий до великих форм радости и социального жизнеощущения». В качестве основной задачи физиологии в исследовании эмоций ученый считал раскрытие тех конкретных процессов, которые в конечном счете приводят к возникновению и отрицательного (потребность), и положительного (удовлетворение) эмоциональных состояний. Другими словами, Анохин связывал эмоцию с потребностью. Эта связь бесспорна, но, по мнению П.В. Симонова, связать эмоцию только с потребностью едва ли правомерно.

В основу физиологического механизма проявления эмоции того или иного знака Симонов положил предположение, высказанное еще И.П. Павловым, что процессы установки стереотипа, его поддержания и нарушений субъективно проявляются в разнообразных положительных и отрицательных эмоциях (у Павлова — чувства). Например, у собак в павловской лаборатории эмоция всегда проявлялась в двигательных реакциях (собака рвалась из станка, скулила и пр.). В соответствии с этим предположением проявление эмоции определяется рассогласованием заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимися внешними условиями. Эмоции (по П.В. Симонову) представляют собой неудачу интеграции на уровне коры больших полушарий.

Близкую точку зрения развивал П.К. Анохин. Он считал, что нервный аппарат отрицательных и положительных эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается рассогласование, или несовпадение акцептора действия (афферентной модели ожидаемых результатов) с импульсацией, сигнализирующей о реально достигнутом результате.

Известно много данных о зависимости эмоционального напряжения от величины потребности (мотивации) и прогнозирования вероятности ее удовлетворения. Подводя итог известным экспериментальным фактам, Симонов приходит к выводу о том, что эмоция «...есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта» . В самом общем виде правило возникновения эмоций (по Симонову), можно представить в виде формулы

Э = f[П, (Ин-Ис), ...],


где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта (Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент); f — функция.

Разумеется, эмоция у человека зависит и от ряда других факторов, одни из них нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных П.В. Симонов относит индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств. В зависимости от временных характеристик эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями, в зависимости от качественных особенностей потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желанной цели — фрустрацию (психологический термин, обозначающий беспомощность). Необходимыми и достаточными являются два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения. Другие факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций. Сейчас есть данные, что это тесно коррелирует с уровнем нейропептидов в мозге, относящихся к группе эндорфинов.

Следует иметь в виду, что П.В. Симонов «информацию» понимает не как меру преодоления хаоса, а как отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект; совершенство его навыков; энергетические ресурсы организма; время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий, и т.д. Такое понимание информации связано с тем, что организм имеет дело не с энергией, а с афферентацией. Кроме того, организм имеет дело с оценкой вероятности достижения цели (удовлетворенная потребность). Оценка же вероятности по своей природе — категория информационная.

Термин «потребность» трактуется П.В. Симоновым в его широком понимании: «Потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность».