Роль эмоций в поведении

12.09.2016

Первым этапом в организации целенаправленного поведения является потребность в описанном выше смысле. Мотивация представляет второй этап организации целенаправленного поведения. Мотивацию можно рассматривать как «опредмеченную потребность». He существует мотиваций без потребностей, но вполне возможно встретить потребность, не ставшую мотивацией. Так, человек может испытывать потребность в витаминах, но не быть мотивированным, поскольку не знает о причинах своего состояния. Простой пример: в ранний период освоения Севера практически все исследователи заболевали цингой (недостаток витамина С). И это несмотря на то, что витамин С мог быть в избытке в хвое, ягодах, которые можно было доставать из-под снега, наконец, можно было взять с собой необходимый запас витамина С. «Итак, мотивация есть физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению». Отсюда трудно согласиться с представлением об исходном мотивированном возбуждении структур, например гипоталамуса. Только вовлечение гипоталамуса в условно-рефлекторную деятельность придает активности гипоталамических структур мотивационный характер.

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Эмоция выступает не только в качестве сигнала полезности или вредности воздействия на организм. Она выступает в роли своеобразной универсальной меры ценностей, «валюты мозга», а не просто эквивалента. Например, чувство боли оказывается пластичным: когда потребность в поврежденном суставе становится очень велика, в нем может произойти движение.

С физиологической точки зрения, эмоции есть состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимилизации этого состояния. Таким образом, эмоция может осуществлять переключающую функцию. Безусловными кандидатами на роль этих структур мозга являются те из них, которые входят в состав так называемого круга Пайпетца (рис. 8.5). Переключающая функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Для иллюстрации данного положения приведем два крайних примера. Первым примером может быть творчество ученого, инженера, поэта и т.п. Положительные эмоции, которые человек испытывает в творческом процессе, заставляют его «забыть» все окружающее и, преодолевая преграды, идти к намеченной цели. А теперь представим себе наркомана, который, чтобы испытать гипертрофированную положительную эмоцию, идет на преступление, чтобы получить очередную, может быть последнюю в его жизни, дозу наркотика. Эти, возможно, утрированные примеры показывают, что если у животных эмоции играют до некоторой степени вспомогательную роль, например «оценки определенного действия», то у человека эмоция может стать ведущим фактором поведения.

Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель. В качестве примера можно привести наркоманию и алкоголизм. На уровне высшей нервной деятельности, по мнению П. В. Симонова, для купирования такой переориентации служит воля. У человека оценка вероятности удовлетворения потребности может быть на неосознанном уровне — примером может быть интуиция. Так, Д.И. Менделеев «увидел» свою знаменитую таблицу химических элементов во сне. Подобных примеров можно привести много. Однако нужно отметить, что здесь мы вступаем на зыбкую почву психологической интраспекции.

Ранее было показано, что в процессе образования условный рефлекс проходит стадию генерализации, а затем фазу специализации. В стадии генерализации эмоциональное напряжение повышается, а при упрочении условного рефлекса уменьшается и одновременно происходит переход от генерализованного (доминантного) реагирования к строго избирательным реакциям на условный сигнал. В этом случае возникновение эмоций ведет к вторичной генерализации возбуждения.

Чем сильнее потребность, тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию. Например, чем сильнее тревога, тем чаще субъект отвечает на предъявляемый нейтральный слайд как на аверсивный. Физиологической основой подобного реагирования считают активирование и усиление функционального значения обратных условных связей (Э.А. Асратян) от очага безусловного рефлекса к очагу условного. Подчеркнем, что эмоция сама по себе не несет информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли. Таким образом, эмоции выступают и как функции оценки, и как функции ценности. В последнем случае сами эмоции являются мотивом, «притягивающим» субъект к деятельности, что особенно справедливо для поведения человека, у которого духовные потребности преобладают в мотивировании его поведения.

Велика роль эмоций в трансформации потребностей человека, в организации его личностной иерархии. Положительные эмоции могут поощрять и поддерживать те потребности, которые сопровождаются ими. Отрицательная эмоция, возникшая в связи с хронической неудовлетворенностью определенных потребностей, нередко приводит к замещению этих потребностей мотивами (положительно окрашенной) первой группы. Так, человек, мучимый неудовлетворенностью присущих ему потребностей (некоторые из этих потребностей он может и не осознавать), обращается к алкоголю — источнику столь легко достигаемого удовольствия. Однако самостоятельная ценность эмоций иллюзорна, подчеркивает П.В. Симонов.

Как уже отмечалось, в поведении человека, в частности в коммуникации, эмоции играют особую роль. Например, длительный процесс специализации превратил голос и мимику в средство невербальной коммуникации, которое человек использует не только для сообщения о своем состоянии, но и для маскировки этого состояния от других членов сообщества. Тем не менее современные методы анализа позволяют обнаружить в эмоциональной экспрессии голоса компоненты, которые не подвластны произвольному регулированию. Эти исследования показывают, что до 70 % информации между людьми передается по «эмоциональному каналу». Даже в случае когда мимика или окраска речи не соответствуют действительному эмоциональному состоянию субъекта, они обусловлены какой-то иной потребностью и будут тем убедительнее, чем сильнее эта потребность. Собственно это составляет основу искусства артиста. Любое театральное действие (спектакль, или спортивное соревнование) адресуется именно к эмоциональному восприятию.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: