Типы высшей нервной деятельности животных и человека по И.П. Павлову

12.09.2016

Приведем краткую характеристику типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову.

• Животные (собаки) с сильным возбудительным нервным процессом и несколько отстающим от него тормозным процессом. При таком соотношении положительные условные рефлексы образуются быстро, а тормозные (например, дифференцировка, условный тормоз) медленно и почти никогда не бывают полными, поэтому часто растормаживаются. Это сильные, неуравновешенные и возбудимые животные (холерики, по Гиппократу).

• Животные с сильным, уравновешенным, подвижным типом высшей нервной деятельности (сангвиники, по Гиппократу). Животные этого типа реактивны и подвижны. Переделка тормозных условных рефлексов в положительные и наоборот протекает у них быстро. У таких животных легко вырабатываются запаздывательные условные рефлексы и переделывается динамический стереотип.

• Животные, обладающие сильным, уравновешенным и инертным типом высшей нервной деятельности (флегматики, по Гиппократу). Переделка сигнального значения условного раздражителя происходит у них с большим трудом. Животные с этим типом высшей нервной деятельности характеризуются отличной работоспособностью корковых нейронов, а также сбалансированностью процессов возбуждения и торможения, легко переносят сильные внешние воздействия, адекватно реагируя на них. Их трудно вывести из равновесия, они с трудом изменяют свои реакции, несмотря на перемену значения условного сигнала.

• Животные слабого типа (меланхолики, по Гиппократу). К этому типу отнесли тех, у которых перенапряжение возбудительного процесса приводило к запредельному торможению. Процесс торможения у них был также слабый. Вследствие этого работоспособность нервной системы низкая. В обычной жизни такие животные склонны к пассивно-оборонительным реакциям. Из-за большой слабости торможения невозможно определить уравновешенность и подвижность обоих нервных процессов.

Таким образом, уже к 1925 г. И.П. Павлов дал физиологическую характеристику четырем типам высшей нервной деятельности, или, по терминологии психологов, темперамента: сангвиники — сильно возбудимые, с резким преобладанием процесса возбуждения; холерики — тоже возбудимые, с меньшим преобладанием раздражительного процесса над тормозным, чем у сангвиников; флегматики — спокойные, с уравновешенными процессами возбуждения и торможения; меланхолики — с резко выраженной тормозимостью при всяком изменении внешней обстановки.

В дальнейшем оказалось, что эта классификация была неполной. Новые исследования показали, что тип высшей нервной деятельности характеризуется не только силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, но и их подвижностью. Холериков стали относить к крайнему типу, а сангвиников — к среднему. Всех собак, относящихся к среднем типу, также разделили на две группы — очень спокойные и чрезвычайно оживленные. Особенно наглядно проявляли себя животные в критических ситуациях. Например, было показано, что «сшибка» процессов возбуждения и торможения путем экстренной смены положительного условного раздражителя тормозным приводила к тому, что крайние типы не выдерживали резкого перехода от одной реакции к другой и впадали в невротическое состояние. Средние типы легко справлялись с этой задачей, реагируя на раздражители в соответствии с их сигнальным значением.

В 1935 г. И.П. Павловым в статье «Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека» была установлена окончательная классификация типов высшей нервной деятельности:

1) сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик);

2) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

3) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

4) слабый (меланхолик).


И.П. Павлову и его сотрудникам было известно, что эти четыре типа высшей нервной деятельности в чистом виде встречаются не часто. Поэтому стали выделять так называемые промежуточные типы. Например, когда собак по характеристике одного свойства нервных процессов можно отнести к сильному типу, а по характеристике другого — к слабому, стали говорить о «слабой вариации сильного типа» или о «сильной вариации слабого типа». Здесь следует сказать, что Павлов не распространял понимание этих типов на высшую нервную деятельность человека. Известно его высказывание на одной из «Сред», что «собачьи» типы человеку не подходят. Для человека нужно выделять только два типа — художественный и мыслительный. К этой проблеме мы еще вернемся в главе, посвященной второй сигнальной системе (по Павлову), речевой системе человека.

Для определения типов высшей нервной деятельности собак в павловской лаборатории был разработан стандарт испытаний. При работе по этому стандарту у собаки вырабатывали слюнные условные рефлексы на стереотип, состоящий из раздражителей разной модальности и разной силы: звонок — свет — тон (положительный) — шум — тон (отрицательный). Отставление безусловного раздражителя (подкрепления) от условного составляло 20 с, совпадение раздражителей — 5—10 с, промежуток между условными сигналами — 5 мин. После упрочения описанного стереотипа производили испытание свойств нервных процессов. Силу процесса возбуждения определяли по скорости образования первого положительного условного рефлекса, по влиянию на условные рефлексы различных доз кофеина (в дозе 0,1; 0,3; 0,5 и 1,0 мг/кг), сверхсильного раздражителя и суточного голодания. Силу процесса торможения определяли по скорости выработки дифференцировки, по влиянию на условные рефлексы удлинения времени действия дифференцировочного раздражителя и по влиянию бромистого натрия (в дозах 2,0; 5,0 и 8,0 мг/кг). Подвижность нервных процессов определяли по влиянию на условные рефлексы нарушения стереотипа (замена его одним раздражителем или изменение порядка следования раздражителей), по результатам «сшибки», или «переделки», условных рефлексов. О подвижности нервных процессов судили также по динамике выработки запаздывающего рефлекса. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения определяли по соотношению силы возбуждения и торможения. Например, для количественного вычисления уравновешенности процессов возбуждения и торможения находили отношение средней величины положительного условного рефлекса к величине дифференцировочного рефлекса. Определение типа высшей нервной деятельности собак в лаборатории оказалось трудоемким и длительным процессом (до шести и более месяцев). Длительность определения зависела от количества примененных тестов.

И.П. Павлов считал, что на основе возможных комбинаций трех свойств возбуждения и торможения (силы, уравновешенности и подвижности) теоретически можно выделить 96 вариаций типов высшей нервной деятельности. Вместе с тем когда на практике, например при разведении домашних животных, в служебном собаководстве, коневодстве и др., необходимо было знать тип высшей нервной деятельности, стали применять так называемые стандарты — набор определенных тестов.

«Большой стандарт» для определения типов высшей нервной деятельности сельскохозяйственных животных занимает до 18 месяцев. Предложены также более простые тесты — «малые стандарты». Так, Л.В. Крушинский в 30-х годах XX в. предложил для определения силы нервных процессов применять во время кормления собаки громкий звук трещетки. По реакции собаки (продолжает есть, отказывается от еды на определенный срок и пр.) можно было сделать вывод о силе нервных процессов. Таким же простым тестом был следующий — на ошейник собаки подвешивали шагомер и измеряли количество движений животного, находящегося на привязи, в сторону бачка с пищей. Возбудимые животные за 2 мин совершали до 300 движений, а уравновешенные — 100 или меньше. Нужно отметить, что в кинологии существует целый набор тестов, который позволяет браковать уже щенков по непригодности к определенного вида служебной деятельности. В сельскохозяйственном животноводстве также необходимо учитывать тип высшей нервной деятельности, так как это очень существенно влияет на продуктивность животных. Типы высшей нервной деятельности — это генетически закрепленные свойства нервных процессов, поэтому очень важно уже на ранних этапах выбраковывать непригодных для определенной работы животных.

В лаборатории И.П. Павлова методом условных рефлексов проводили исследование типов высшей нервной деятельности человека. Познакомимся с некоторыми из этих исследований. Н.И. Красногорский выделял тип людей с центральным типом высшей нервной деятельности. Этот тип характеризовался большой величиной безусловных и условных рефлексов в результате сильной «корковой и подкорковой деятельности». У людей с корковым типом высшей нервной деятельности преобладает деятельность коры, в связи с чем условные рефлексы протекают относительно более интенсивно по сравнению с безусловными рефлексами. Подкорковый тип высшей нервной деятельности (по Красногорскому) характеризуется более «сильной подкоркой», поэтому безусловные рефлексы протекают более интенсивно, чем условные, т.е. протекание условных и безусловных рефлексов здесь обратно тому, что наблюдается у предыдущего типа. Наконец, человек слабого типа высшей нервной деятельности имеет «слабую» кору и подкорку. Поэтому как условная, так и безусловно-рефлекторная деятельности находятся на низком уровне. Нетрудно заметить, что количество предлагаемых типов высшей нервной деятельности человека осталось, как и у собак, четыре, но представления о нервных процессах (возбуждении и торможении) и их взаимодействиях заменены на взаимоотношения, можно сказать, анатомического типа между «корой» и «подкоркой».

Другой ученик И.П. Павлова А.Г. Иванов-Смоленский предложил классифицировать типы высшей нервной деятельности детей по скорости образования положительных и отрицательных условных рефлексов. Так, у детей с лабильным типом высшей нервной деятельности легко образуются как положительные, так и отрицательные условные рефлексы. Далее были выделены дети с инертным, возбудимым и тормозным типами высшей нервной деятельности. Авторитет И.П. Павлова был так велик, что А.Г. Иванов-Смоленский также выделил только четыре типа высшей нервной деятельности, а их характеристика не внесла ничего нового в уже установленное в исследованиях на собаках.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: