Из истории изучения сновидений

12.09.2016
Причины сновидений интересовали человека всегда. Жрецы в храмах и специальные чиновники при дворах правителей пытались по ним разгадать волю богов, духов, предсказать будущее правителей. Например, в Древней Греции существовал обычай спать в храме для получения от божества в сновидениях лечебных предписаний. Для этой цели служили специальные храмы Эскулапа. В Спарте (конец II тыс. до н.э.) были специальные чиновники — эфоры, в обязанность которых входило издание государственных законов на основе сновидений, виденных ими в храме. Сновидения в те времена рассматривались как деятельность духов, души. Считали, что добрые и злые духи, духи умерших предков или живущих друзей и даже духи животных вселялись в спящего. Душа спящего покидала его тело во время сна и пускалась в странствия, на охоту, веселилась и т.п. Широко распространено было толкование снов. Во II в. до н.э. на базарах крупных городов Азии, Греции, Италии встречалось много снотолкователей.

Если проследить по сонникам существование «духов», начиная с древнейших времен, то оказывается, что они живут жизнью людей своего времени. Например, в соннике из библиотеки последнего ассирийского царя Сарданапала жизнь людей того времени отражается, как в зеркале, правда, несколько искаженном. Так, вы не встретите там самолетов, поездов и т.п. Анализ сновидений малоразвитых народов подтверждает это. Описание из книги П.Г. Богораза «Чукчи»: у одного чукчи дух требовал принести в жертву богам собаку (этот обычай был распространен у чукчей в то время), у другого чукчи духи потребовали водку, которую он вез отцу.

Аристотель (460—322 гг. до н.э.) высказал мысль, что сновидение есть мышление, продолженное во время сна; по его мнению, на содержание сновидений влияет состояние организма, поэтому по сновидениям можно предсказать начинающиеся болезни. Гиппократ (460 — 377 гг. до н.э.) считал сновидения продуктом деятельности мозга. Другой великий врач — Гален (около 130—120 гг. н.э.) — считал сновидения отражением состояния организма.

Вместе с тем в Средние века в Западной Европе свирепствует инквизиция, подавляя огнем и мечом все, что противоречит церкви. В толковании сновидений опять происходит возврат к первобытному идеализму. Они рассматриваются как деятельность духов, демонов и т.п. Появляется множество снотолкователей, магов, астрологов. В ценности таких толкований можно убедиться по названиям сонников: «Толкование снов по астрономии, происходящих по течению луны» (1768), «Толкование снов по Священному писанию» (1768) и др. Например, в соннике старца Мартына Зедека 1880 г. читаем: «Брюхо большое — уважение, брюхо тощее — убыток»; «бабу — сплетни»; «сундук пустой — нищета, полный золота — несбывшиеся ожидания».

Уже в наше время были проведены исследования действия различных раздражителей (световых, слуховых, тактильных и пр.) на спящего человека. Была отмечена определенная закономерность в проявлении сновидений, зависящая от применяемых раздражителей. Ho эта зависимость не была прямой, а искажалась в мозге спящего человека настолько, что иногда трудно было судить о качестве раздражителей. Кроме того, к сновидениям почти постоянно примешивались элементы, не связанные с действующими в данный момент раздражителями. Все это сильно затрудняло интерпретацию наблюдений. Ряд видных психиатров в конце XIX — начале XX столетий поддерживали идею о сходстве сновидений и психозов. В.М. Бехтерев, в частности, считал, что галлюцинации есть патологические сновидения. Сходство сновидений с галлюцинациями, особенно значительное при различных интоксикациях и инфекциях, подтверждается многими учеными и в настоящее время. Другой пример — психические нарушения у бывших заключенных фашистских лагерей. Даже спустя десятилетия у них наблюдают психопатологический комплекс (синдром страха, синдром печали, нарушение аффективной сферы, сознания своего «Я»). Психопатологические нарушения имели ту же направленность и в сновидениях. В них человек переживал страх в связи с перенесенными ранее жестокостями в лагерях, чувство беззащитности, видел во сне погибших товарищей и т. п.