Представления 3. Фрейда о происхождении и значении снов

12.09.2016
Вернемся еще раз к представлениям, связанным с именем 3. Фрейда. При построении своей теории он исходил из положения, что «бессознательная» сфера и инстинкты господствуют над сознанием и определяют все многообразие психической жизни. Основной движущей силой «бессознательной» сферы Фрейд считал libido sexuales, которая начинает проявляться с самого рождения человека — в акте сосания ребенка, затем анальными, уретральными и генитальными актами. Однако современные исследования не подтверждают гипотезу Фрейда. На рис 10.7 показана зависимость сексуально окрашенных сновидений в зависимости от возраста и пола. Половые ощущения и соответствующие зрительные переживания в сновидениях проявляются у женщин в более раннем возрасте, чем у мужчин, но затем они раньше исчезают, что соответствует действительному положению и в бодрствующем состоянии. В молодом же возрасте у женщин в сновидениях эти ощущения и зрительные сцены отмечаются немного чаще, чем у мужчин, что объясняется, вероятно, не столько более развитым половым чувством у них, сколько тем обстоятельством, что женщины в бодрствующем состоянии в большей, чем мужчины, степени сдерживают удовлетворение этих чувств. В результате возникают очаги застойного возбуждения в соответствующих отделах головного мозга, которые при ослаблении тормозящего влияния высших отделов мозга во время сна и проявляются сексуальными сновидениями. В возрасте 40—45 лет происходит некоторое учащение сексуальных сновидений, более выраженное у женщин, что, вероятно, связано с предклимактерическим повышением полового влечения. У лиц, не состоящих в браке, не ведущих регулярную половую жизнь, сексуальные сновидения появлялись в 2—3 раза чаще, чем у семейных. Небезынтересно отметить, что и у семейных людей сексуальные сновидения отмечаются чаще в тех случаях, когда супруги не получают полного удовлетворения.
Представления 3. Фрейда о происхождении и значении снов

Из сказанного очевидно, что и половые различия в сновидениях определяются в основном зрительными образами, картинами, сценами, иногда мыслями, возникшими в бодрствующем состоянии в связи с особенностями труда, быта, форм тела, одежды и другими признаками. И это не значит, что подобные элементы всегда являются символами сексуальной деятельности в данный момент как пытаются доказать сторонники З. Фрейда. Они возникают в сновидениях, как всякая характерная для жизни человека особенность — черта, определяющаяся, с одной стороны, физическими различиями полов, а с другой стороны — длительным восприятием и сохранением определенных различий в быте и труде мужчин и женщин.

В последние годы жизни З. Фрейд выдвинул еще один «глубинный двигатель»: у человека есть биологическая потребность — инстинкт смерти, потребность возврата к неодушевленному состоянию. Он утверждал также, что у человека имеется агрессивный инстинкт. Так, в ответе А. Эйнштейну, выступившему против войны, Фрейд писал: «Согласно нашей гипотезе, имеются только два вида человеческих инстинктов: одни стремятся сохранять и объединять..., а другие стремятся разрушать и убивать. Эти последние мы классифицируем вместе как агрессивный или разрушительный инстинкт... В результате некоторых умозаключенных построений мы пришли к предположению, что этот последний инстинкт действует в каждом живом существе и старается разрушить его и свести жизнь к ее первоначальному состоянию неодушевленной материи. Этот инстинкт совершенно серьезно заслуживает названия инстинкта смерти...».

Согласно теории З. Фрейда, сновидения являются проявлением деятельности «бессознательной» сферы психики, скрывающей в себе наиболее важные мотивы поведения, в частности болезненные элементы — травмы психики; сновидения являются самостоятельным психическим актом. Например, в книге «Толкование сновидений» он пишет, что сновидение следует считать полноценным психическим явлением (осуществление желаний; «сновидение — соловей, а не ласточка, ибо, если это ласточка — сон окончен, наступило утро»).

Относительно причин сновидений Фрейд говорит, что подсознательные элементы психики играют почти исключительную роль в возникновении и формировании сновидений, внешние же и соматические раздражители почти не имеют значения, а если и оказывают влияние, то лишь в отношении способствования проявлению скрытых желаний. Поэтому он считает, что внешние и внутренние раздражители, действующие на спящего, скорее всего являются только возбудителями сновидения, но не объясняют его сущность.

Основными побуждениями человека З. Фрейд считает сексуальные, которые в сновидениях играют основную роль и являются единственным и универсальным фактором психики. С точки зрения Фрейда, все многообразие сновидных образов, ощущений и представлений можно объяснить теми или иными половыми влечениями, неполадками и различными изменениями в этой области. Он вводит целую систему символов, которые в сновидениях якобы выражаются половыми желаниями. Летание во сне у мужчин он связывал с мыслью об эрекции, у женщин — со страхом о половом падении. Продолговатые вещи или мужская шляпа выражают половой член, коробки, банки и вещи с отверстиями — женские половые органы. Опускание и поднимание по лестнице — половой акт; выпадение зубов — символ онанизма в зрелом возрасте; игра с детьми — также символ онанизма и т. п. По Фрейду, «содержание сновидений представлено как бы иероглифами, которые мы должны перевести на язык мыслей». Еще раз отметим, что современные исследования не подтверждают этих воззрений.