Подходы к исследованию механизмов памяти

12.09.2016
В современной науке разработаны многообразные подходы к исследованию памяти человека. Если оставаться в рамках павловского подхода, то «запомнить» — означает образовать ассоциацию (временную связь) между условным сигналом и условным ответом. Чем прочнее эта связь, тем легче происходит вспоминание. В этом случае можно говорить об образовании прочного следа памяти. Например, большинство из нас помнит, что надо останавливать машину на красный свет. Эту ситуацию можно расписать так: красный свет — условный сигнал, нажатие на тормоз — условная реакция.

Многие реакции, человека могут иметь очень слабое внешнее проявление, так что визуально их почти нельзя заметить. Такие скрытые реакции могут служить стимулами для других реакций. В результате возникают цепи стимулов и реакций, которые, как уже говорилось, недоступны наблюдению. Если это так, то подобные рассуждения можно распространить и на сложные психические процессы.

Этот же подход применял еще И.М. Сеченов. Вместе с тем «условно-рефлекторный» подход в своей прямолинейной форме оказался малопродуктивным при исследовании психофизиологических характеристик памяти человека.

Значительно более продуктивным оказался другой подход, который рассматривал память как кибернетическую систему. В связи с этим стал развиваться когнитивный (лат. cognitio — знание) подход к исследованию памяти человека. Таким образом, подчеркивалось, что речь идет о психических процессах, а не просто о стимулах и реакциях. В когнитивной теории памяти центральное место занимают такие представления, как приобретение и обработка (или переработка) знаний, или информации. Были сформулированы представления о поэтапной обработке информации и ограниченной емкости соответствующих каналов и блоков памяти. Сторонники когнитивного подхода к исследованию памяти рассматривают восприятие и вспоминание как творческие акты, при помощи которых человек активно создает мысленные образы окружающего мира.

Когда говорят о поэтапной обработке информации, то имеют в виду, что этот процесс можно разбить на ряд этапов. Другими словами, промежуток между стимулом и реакцией можно разбить на ряд более коротких интервалов. Если возвратиться к нашему примеру с красным светофором, то весь этот интервал можно разбить на 3 этапа: 1) распознается некоторое зрительное ощущение как красный светофор; 2) поступившая информация сличается с тем, что хранится в памяти; 3) нажимается тормоз. Очевидно, что количество таких этапов может быть увеличено. Например, можно добавить пару зазевавшихся пешеходов и тогда придется добавить этап на опознание их водителем. Приведенный пример иллюстрирует также то, что выделение этапов не может быть произвольным. Каждый этап процесса (иногда его называют уровнем обработки) обычно соответствует тому или иному представлению информации, которую несет данный стимул. При переходе от одного этапа к другому соответственно изменяется и представление информации на каждом из уровней.

Пример с красным светофором можно рассматривать и с точки зрения информационной емкости системы. Для каждого из этапов можно установить пределы способности человека к переработке информации. Например, как говорилось выше, можно добавить пару зазевавшихся пешеходов и регулировщика. В результате может возникнуть перегрузка зрительного анализатора, и водитель может не заметить одного пешехода или даже красный свет светофора. Наконец, водитель может направить все свое внимание на регулировщика и вообще больше ничего не заметить.

Из всего изложенного следует, что, занимаясь изучением памяти, мы неизбежно вторгаемся в области, которые обычно отделяют от изучения памяти. К ним относятся научение, которое можно рассматривать как механизм пополнения памяти, и восприятие — первый этап в непрерывном процессе обработки информации.

Введем три термина, заимствованных из кибернетики и применяемых при рассмотрении памяти человека: кодирование, хранение и извлечение. Кодирование — означает способ введения информации в систему. Процесс сопровождается преобразованием информации о стимуле в соответствующий «нервный код». Способ кодирования сохраняемой информации иногда называют кодом памяти. Хранение соответствует обычному значению этого слова. Однако надо иметь в виду, что при хранении информация может искажаться или утрачиваться. Под извлечением понимают процесс извлечения хранящейся в памяти информации.