Долговременная память

13.09.2016
О механизмах долговременной памяти у человека известно значительно меньше, чем о сенсорных регистрах и кратковременной памяти. Уже упоминалось, что в долговременной памяти хранятся абстрактные коды образов. Эти коды могут сопоставляться с входными стимулами, обеспечивая распознавание предъявленных стимулов. Информация в долговременной памяти структурирована при помощи различных правил, например правил орфографии, синтаксиса, десятичной или другой системой счисления и т.д. Объем долговременной памяти человека вызывает восхищение! По мнению некоторых теоретиков, в долговременной памяти хранится все, что туда попало в течение жизни индивида. Расположение этой огромной информации в долговременной памяти представляет самостоятельный интерес. Прежде всего оно упорядочено. Например, за секунду мы извлекаем из долговременной памяти нужную информацию, например, кто написал «Евгения Онегина». При простом переборе огромного массива хранящейся информации на это потребовались бы недели.

К сожалению, экспериментировать с процессами долговременной памяти человека с такой же эффективностью, как с другими типами памяти, не удается. По данным современных исследований, долговременную память можно представить как обширный набор взаимосвязанных семантических (смысловых) полей, и в каждом поле содержится сложная совокупность информации, относящейся к одному слову или факту. Отдельные поля связаны между собой ассоциативными связями.

Использование хранящейся в долговременной памяти информации связано с решением задач, логической дедукцией, учетом ответов на вопросы, припоминанием фактов и т.п. Например, герой рассказа А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» долго вспоминал фамилию Овсов, по-видимому, по той причине, что она находилась на периферии того ассоциативного поля, которое содержало все слова, относящиеся к лошадям.

В настоящее время выделяют две формы долговременной памяти: семантическую и эпизодическую. Все, что нам нужно, чтобы пользоваться речью, хранится в семантической долговременной памяти — это слова, символы и правила обращения с ними, правила грамматики, химические формулы, арифметические правила и пр. Эпизодическая память содержит сведения и события, закодированные применительно к определенному времени, т.е. информацию о том, как выглядели те или иные вещи и когда мы их видели, например автобиографические сведения о человеке. Сведения, содержащиеся в эпизодической памяти, подвержены забыванию, так как туда постоянно поступает новая информация. Семантическая память более устойчива. При традиционных методах изучения памяти, когда испытуемые заучивают списки слов, исследуется преимущественно эпизодическая память. В последние годы интенсивно стала исследоваться семантическая память, однако результаты пока очень скромные.

Ответить на вопрос: «Что понимать под забыванием в долговременной памяти?» весьма не просто. Например, мы не помним, что было в день рождения, когда нам был 1 год, или вообще не помним, что было в детстве. Возможно, это связано с тем, что ребенок не обладает развитой речью и, следовательно, у него нет вербальных кодов, которые могли бы храниться в долговременной памяти. Отсюда делается заключение, что забывание в детстве может принципиально отличаться от забывания в зрелом возрасте.

Вообще забывание может носить многоплановый характер, например, мы забываем о встрече; амнезия развивается в результате травмы; намеренное забывание событий, которые причинили душевную боль. Назовем забыванием невозможность извлечь информацию, которая ранее была закодирована. Замечание о том, что информация закодирована, означает, что уже произошло распознавание образа. Под наше определение забывания подходит и тот случай, когда человек «припоминает» события, которые, как ему кажется, были, хотя на самом деле их не было. Такие данные в большом количестве поставляет клиника.