Асимметрия функций полушарий головного мозга человека

13.09.2016
Уже ранние анатомические исследования показали, что полушария головного мозга млекопитающих, включая человека, симметричны, т. е. по структуре подобны друг другу во всех отношениях. Однако начиная с XIX столетия стали накапливаться данные об их функциональной асимметрии. И в настоящее время функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга человека является одной из важнейших проблем физиологии высшей нервной деятельности.

В 1836 г. мало известный сельский врач из Франции Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества в г. Монпелье. В течение долгой службы практикующим врачом Дакс наблюдал много больных, страдающих нарушением речи, которые сейчас известны специалистам под названием «афазия». Это наблюдение не было новым — еще древние греки сообщали о случаях внезапной утраты речи при некоторых мозговых травмах. М. Дакс наблюдал около 40 больных с левосторонним повреждением головного мозга, страдающих афазией. Таким образом, М. Дакс впервые связал потерю речи с повреждением определенного полушария головного мозга человека. В своем докладе он сделал вывод, что речь контролируется левым полушарием. Сейчас это может показаться невероятным, но доклад не вызвал интереса у специалистов и был вскоре забыт. Через год после доклада Дакс умер, не подозревая, что сделал великое открытие, — открыл центр речи и предвосхитил исследование асимметрии полушарий головного мозга человека.

Ситуация резко изменилась только в 1861 г. Молодой нейрохирург Поль Брока сообщил на заседании Общества антропологов в Париже о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях. В это время он наблюдал в своей клинике пожилого больного с воспалительным процессом на ноге. Это заболевание возникло совсем недавно, однако больной уже много лет страдал потерей речи и правосторонним параличом (гемиплегией). Больной вскоре умер, и Брока удалось провести посмертное исследование мозга. Он отчетливо выявил очаг повреждения, захвативший часть лобной доли левого полушария. Однако сообщение П. Брока также не произвело на членов научного общества глубокого впечатления. Вскоре он представил еще несколько аналогичных препаратов мозга больных, страдавших потерей речи. Область мозга, разрушение которой приводило к потери речи, стали называть его именем — центр Брока. Термин «афазия» был предложен М. Труссо, современником П. Брока. Сам Брока для обозначения потери речи применял термин «афемия», который сейчас не употребляется.

Из истории науки известно, что сын Марка Дакса, тоже врач, Густав Дакс оспаривал приоритет Брока. Он, например, опубликовал выступление покойного отца с тем, чтобы установить его приоритет. Историки науки расходятся в том, знал ли П. Брока об открытии М. Дакса в то время, когда опубликовал свою работу. Одно остается бесспорным, что Брока представил убедительные данные в пользу связи между афазией (потерей речи) и повреждением левого полушария. Он представил не просто единичные наблюдения, а обширное исследование по этому вопросу.

Концепция, развиваемая Брока, известна теперь как концепция доминантности полушарий. К 1870 г. уже ряд исследователей стали понимать, что многие типы расстройств речи могут быть вызваны повреждением левого полушария. Однако первоначально основное внимание уделялось нарушениям моторики речи — моторной афазии. Незамеченным оставался тот факт, что больные часто испытывали затруднения и в понимании речи. Немецкий невропатолог Карл Вернике предположил на основании обширного клинического материала, что задняя треть первой височной извилины левого полушария является «центром сенсорных образов слов» или, как он тогда выражался, «центром понятия слова». Эта область была названа зоной Вернике (рис. 13.5). В современной науке такой тип поражения речи обозначают как сенсорная афазия.
Асимметрия функций полушарий головного мозга человека

Еще одним подтверждением особых функций левого полушария (по сравнению с правым) стала работа немецкого невролога Гуго Липмана. Он открыл нарушение психической функции при поражении лобного полюса мозга, известное теперь под названием апраксия. Апраксия определяется, как неспособность человека выполнять целенаправленные движения по команде. Было показано, что это не связано с непониманием речи. Липман сделал вывод, что левое полушарие управляет как речью, так и «целенаправленными» движениями, но области, ответственные за эти функции, различны. В результате широкое распространение получили представления о взаимоотношении между полушариями. Одно полушарие (у правшей левое) является ведущим (доминантным) для речи и других высших функций, другое (правое) — у правшей находится под контролем доминантного полушария и не имеет особых функций. Его часто называли «молчащим полушарием».

Только в 30-х годах XX столетия накопилось достаточно данных, потребовавших от ученых пересмотреть отношение к функциям правого полушария. Оказалось, что у здорового человека-правши оно обладает особыми зрительно-пространственными способностями. Применение различных тестов показало, что больные с поврежденным правым или левым полушарием выполняют их не одинаково. Применялись, в частности, тесты двух видов: назвать увиденное (вербализация) и правильно воспринять пространство. Теперь уже не вызвало удивления, что при повреждении левого полушария страдают вербальные способности. Ho оказалось, что у больных с повреждениями верхней теменной коры правого полушария существенно нарушались ориентация и некоторые типы сознания. Например, такие больные не в состоянии были ориентироваться в доме, в котором прожили много лет. У некоторых из них был выражен синдром «односторонней пространственной агнозии». Для таких больных не существует левой стороны пространства, например, больной не ест пищу с левой стороны тарелки, иногда игнорируют левую сторону тела и отказывается признать за свою левую парализованную руку. На рис. 13.6 приведен пример того, как у художника после перенесенного инсульта правого полушария частично восстанавливаются функции правого полушария. На первом рисунке, сделанном сразу после приступа, он «не рисует» в контралатеральном (относительно зоны поражения) зрительном поле. Однако даже после полного восстановления больного дефект в нарисованном им портрете был достаточно заметным. Удивительно то, что сходное повреждение левого полушария обычно не вызывает столь выраженного и длительного «игнорирования» правой стороны зрительного пространства. С повреждением правого полушария были связаны определенные виды агнозии, т.е. нарушений в узнавании или восприятии знаковой информации. Одна из самых интересных форм — агнозия на лица, т. е. неспособность узнавать лица, при этом узнавание предметов и ситуаций может быть не нарушено.
Асимметрия функций полушарий головного мозга человека

У больных, страдающих тяжелыми расстройствами речи в результате поражения левого полушария, часто сохраняется способность петь. Это дает основание предположить, что пение контролируется правым полушарием. Подтверждением этого может служить наблюдение, что при повреждении правого полушария утрачиваются музыкальные способности, развивается так называемая амузия. В качестве примера можно привести выдающегося композитора современности А. Шнитке, который после обширного левостороннего инсульта потерял речь, имел очень значительные нарушения двигательной функции, но продолжал сочинять музыку.

Таким образом, многочисленные наблюдения говорили о том, что представление о «второстепенности» правого полушария и его пассивности не соответствует действительности. Почему так долго, почти 70 лет после открытия П. Брока центра речи, не была оценена роль правого полушария? По-видимому, главной причиной было то, что повреждение правого полушария не приводило к потере каких-либо определенных способностей, а происходили довольно тонкие нарушения поведения больного. Нередко изменения оставались незамеченными или маскировались более очевидными физическими расстройствами у большинства больных после инсульта или наступивших в результате различных мозговых травм. Например, обычно главным последствием инсульта являлся глубокий паралич, маскирующий расстройства более тонких психических функций.