Язык человека

14.09.2016
Для того чтобы не зависеть (абстрагироваться) от постоянно меняющихся условий жизни и нужным образом изменять свое поведение, человеку необходима модель реальности, с которой он мог бы экспериментировать. Символизация — это процесс, с помощью которого человек создает модель реальности при помощи символов. Именно это дало возможность человеку приобрести власть над природой.

Понятие второй сигнальной системы было предложено И.П. Павловым уже в последние годы его жизни. Общая направленность этого нововведения в физиологию высшей нервной деятельности состояла в попытке наметить пути физиологического исследования наиболее сложных и специализированных форм деятельности человека. Прежде всего это касалось речевых и мыслительных процессов. Человек как объект исследования очень сложен, и его психика во многом существенно отличается от того, что изучает наука о высшей нервной деятельности на животных.

Таким образом, понятие второй сигнальной системы было введено для обозначения особых свойств высшей нервной деятельности, отличающих человека от животных. Оно охватывает совокупность связанных со словом психофизиологических процессов. «Слово» понимается как «сигнал сигналов» и «слово считается таким же реальным условным раздражителем, как и все другие, общие у человека и животных».

И.П. Павлов отмечал, что «основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны также управлять и второй, потому что это работа все той же нервной системы». Он подчеркивал особую роль слова и называл вторую сигнальную систему «чрезвычайной прибавкой». В чем состоит «новый принцип» — об этом И.П. Павлов сказал немного. Прежде всего он назвал отвлечение от конкретных свойств сигналов и обобщение непосредственных сигналов, осуществляемое в слове. Работа второй сигнальной системы заключается в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Следует обратить внимание на то, что речь является разноэлементным и многозвенным процессом. В нем задействованы различные анализаторы (слуховой, зрительный и в особых случаях — у слепых — тактильный), участвующие в опознании речевых сигналов и функционировании моторных органов, осуществляющих речь. Однако речевая деятельность включает не только восприятие речевых сигналов и произнесение слов. Полноценное речевое общение предполагает понимание речи и возможность ее синтезирования для выражения смысла. Смысловое звено речи, по-видимому, наиболее специфично для речевого процесса человека. Смысловое звено речи остается инвариантным для разных случаев речевой деятельности. Например, восприятие речи может быть и слуховым, и зрительным, речевой ответ может быть устным, письменным или тактильным (у слепых), с помощью жестов (у глухонемых).

В психологии интерес к скрытому процессу, связанному с речевой деятельностью, привел к постановке проблемы «внутренней речи». В это понятие ряд авторов вкладывают разный смысл. Например, одни подразумевают «внутреннее говорение», «разговор с собой», что свойственно некоторым людям, особенно в детстве. Другие понимают под этим термином беззвучный двигательный аккомпанемент («базальный компонент речи», по И.П. Павлову), сопровождающий разные виды умственной деятельности. Третьи считают, что внутренняя речь — это особое звено речевого процесса, этап, предшествующий внешне выраженной речи. По-видимому, скрытый этап предшествует внешней (экспрессивной) речи. Лишь на этапе внутренней речи, предваряющем внешнюю речь, может осуществляться постоянно постулируемая философами и психологами неразрывная связь речи и мысли. Это путь, на котором исследователь получит ключ к наиболее интимным процессам человеческого сознания.