Международные социальные и медицинские концепции и программы помощи пожилым

19.03.2018

Тема о пожилых в специальной зарубежной научно-педагогической литературе, средствах массовой информации, в повестках дня совещаний многих авторитетных международных организаций и, прежде всего, Организации Объединенных Наций уже несколько десятилетий является одной из актуальных и приоритетных. Видные политики и ученые зарубежных стран, в том числе кандидаты в президенты, постоянно подчеркивают необходимость улучшения политических, социально-медицинских, правовых и социально-психологических условий жизни пожилых. К этому их обязывает не только задача укрепления общей правовой базы жизни пожилого человека в обществе, но и крупные изменения в демографической ситуации в мире и отдельно взятой стране, явное пропорциональное и абсолютное «старение» населения в последние десятилетия XX века. По статистике ООН в 1950 году в мире насчитывалось примерно 200 млн человек в возрасте 60 лет и старше. В 1975 году их число увеличилось до 350 млн человек. По прогнозам к 2000 году эта возрастная группа возрастет до 610 млн человек, а к 2025 году превысит 1 млрд. человек.

Старение населения стало доминирующей демографической характеристикой XX века. В США, например, на рубеже XX века пожилых старше 65 лет было всего 4% населения, или 3,08 млн человек. В 1950 году эта группа увеличилась в 4 раза (свыше 12,2 млн чел.), или 8,1%. В 1980 году пожилое население достигло 25 млн, или 11,3% от всего населения. К 2000 году людей пожилого возраста будет больше 35 млн, или 13,1%, к 2020 году — 50 млн, или 173%.

Старшее поколение не считается единой и гомогенной группой населения. По крайней мере они разделяются на 4 группы (оценки экспертов США): молодые жители — 55—64 года, пожилые — в возрасте 65—74 лет, старшие пожилые — 75—84 и очень пожилые люди в возрасте 85 лет и старше. Понятия пожилой и очень пожилой человек применяются к людям, которые не являются больше «молодыми» и которые прогрессивно теряют свои функциональные способности и жизненный потенциал. Конечно, такая в высшей степени неопределенная дефиниция открыта для критики.

Французские термины «третий век» и «четвертый век» выглядят более конкретными и четкими. Если исходить из того, что первый век — это детство и время подростка, а второй век — время взрослого, производительного человека, то «третий век» — это время выхода на пенсию (65—75 лет) и «четвертый век» — возрастной период после 75 лет. Эти дефиниции были выработаны в демографических кругах и поэтому ученым еще предстоит определить, насколько точно они соответствуют медицинским понятиям, связанным с предоставлением медицинских услуг пожилому человеку. В этом плане может быть лучше исходить из параметров функциональных характеристик человека, нежели из сугубо возрастных подходов.

При такой оценке людей старшего возраста можно разделить на три категории:

1. Независимые пожилые люди — живут самостоятельно в своем доме, не нуждаясь в какой-либо посторонней помощи (за исключением кризисных ситуаций).

2. Полузависимые пожилые люди — могут жить в домашних условиях, если им оказывается ежедневно помощь в некоторых услугах.

3. Зависимые пожилые люди — могут жить дома при условии получения постоянной посторонней помощи.

Поворот к теме о пожилых в мировом сообществе произошел прежде всего на политическом уровне. Политическая значимость этого нового феномена человеческого общества обозначилась еще в 1982 году, когда Организация Объединенных Наций приняла Венский Международный план действий по проблемам старения. В нем были четко определены задачи правительств и общества, связанные с жизнью пожилого человека. Они касаются таких факторов, как независимость положения, участие в жизни общества, полноценный уход за пожилыми и сохранение их достоинства.

Венский международный план определил права пожилых с социально-политической точки зрения следующим образом.

1. Пожилые люди должны иметь возможность получить уход и защиту со стороны семьи и общества.

2. Пожилые люди должны иметь доступ к бесплатному медицинскому обслуживанию, позволяющему им поддерживать или восстанавливать оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия и предотвращать или задерживать начало болезни.

3. Пожилые лица должны иметь возможность пользоваться правами человека и основными свободами, находясь в любом учреждении, обеспечивающем кров, уход или лечение, включая полное уважение их достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни.

Огромное значение для реализации различных программ для пожилых имела Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития, которая состоялась в Копенгагене 6—12 марта 1995 года. Президенты и премьер-министры почти 200 государств мира утвердили политическую программу действий правительств и мирового сообщества относительно решения проблем пожилых.

Ее основные положения состоят в следующем:

— обеспечить физический доступ ко всем основным социальным услугам лиц из числа пожилых, инвалидов или лиц, которые не в состоянии покидать свой дом;

— обеспечить к 2000 году такие социальные условия во всех странах мира, чтобы средняя продолжительность жизни людей составляла не менее 60 лет;

— принять особые меры по защите людей старшего возраста, включая инвалидов, чтобы:

а) укрепить систему поддержки со стороны семьи;

б) улучшить положение лиц старшего возраста, в частности в тех случаях, когда они лишены надлежащей поддержки со стороны семьи, включая лиц старшего возраста в сельских районах, работающих лиц старшего возраста, тех, кто пострадал от вооруженных конфликтов и стихийных бедствий или антропогенных катастроф, и тех, кто подвергается эксплуатации, пренебрежительному или грубому отношению в физическом или психологическом плане;

в) обеспечить условия для того, чтобы лица старшего возраста могли удовлетворять свои основные человеческие потребности за счет доступа к социальным службам и социальному страхованию, чтобы нуждающимся оказывалась помощь, чтобы лица старшего возраста могли быть защищены от грубого обращения и насилия и рассматривались в качестве ресурса, а не бремени;

г) предоставить помощь бабушкам и дедушкам, взявшим на себя ответственность за детей, особенно в тех случаях, когда родители страдают от серьезных заболеваний, включая СПИД или проказу;

д) создать финансовые условия для того, чтобы люди могли откладывать денежные сбережения на период старости;

е) укрепить меры и механизмы, обеспечивающие, чтобы работники, вышедшие на пенсию, не оказались в условиях нищеты;

ж) поощрять и поддерживать участие людей всех возрастных групп в разработке политики и социальных программ на всех уровнях.

Перечисленные социально-правовые стандарты международного сотрудничества в отношении пожилых, которыми должны руководствоваться правительства и парламенты государств, явились той политической платформой действий, которую правительства взялись осуществлять на практике. Результатами этих действий явились правовая основа для проведения новой политики в отношении пожилых, разработка научных проблем старения с позиций медицинских и социальных условий, всестороннее изучение факторов, которые ускоряют или тормозят процесс старения.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: