Интеллект и старение

20.03.2018
Считается общепризнанным, что память с годами снижается. Это объясняется, видимо, тем, что «мы охотнее жалуемся на снижение памяти, чем на недостаток ума». Однако, как показывают многочисленные исследования, при нормальном старении речь идет не о нарушениях памяти, в собственном смысле, а о снижении работоспособности, флюктуации внимания, отсутствии мотивации к запоминанию. Нарушений, напоминающих корсаковский синдром (фиксационная амнезия), если они не обусловлены органическим поражением мозга, у нормально стареющих людей не отмечено.

Анализируя динамику изменений психических функций у людей пожилого и старческого возраста и интеллекта в целом, как совокупной системы мыслительных (когнитивных) процессов, исследователи обнаружили такую методологическую трудность, как отсутствие возрастных нормативов. Унифицированный психометрический тест, применяемый для исследования интеллекта, — методика Векслера — ориентирован лишь на людей до 60 лет. Статистически достоверные исследования на больших выборках у лиц более старшего возраста с помощью этой методики не проводились.

В отдельных исследованиях, выполненных с помощью теста Векслера, имеются указания на большую сохранность вербальных показателей по сравнению с невербальными. Иными словами, люди преклонного возраста при исследовании интеллекта показывают лучшие результаты по выполнению заданий при исследовании общей словесной культуры (осведомленность, словарный запас), чем в заданиях, где проверяют кратковременную память, внимание, скорость переключения, ориентировку в пространстве, возможность научения. В целом общий уровень оценки (интеллектуальный коэффициент) тем выше, чем более солидный запас знаний имел испытуемый ранее.

Для изучения влияния скорости психических реакций на результативность выполнения задания обычно проводят две параллельные серии опытов: одну — с хронометрированием тестового задания, вторую — без учета скорости его выполнения. С заданиями, которые не лимитируются временем, люди старшего возраста справляются так же успешно, как и молодые. В целом темп и интенсивность снижения интеллекта коррелируют с общекультурным и образовательным уровнем испытуемых. Кривая возрастного снижения интеллекта при учете в системе обследования «индекса культуры» существенно различается у обследованных разного уровня развития. Поэтому вопрос о продолжении социальной деятельности лицами старшего возраста должен решаться индивидуально. Снижение работоспособности и интеллектуальных возможностей в большей степени зависит от индивидуальных психологических характеристик, чем от возрастного показателя, взятого самостоятельно. Старение — это сугубо индивидуальный процесс: старость, как и молодость, у каждого своя. И хотя старость неотвратима, ее наступление определяют индивидуальные характеристики, а не хронологический возраст. Определение возраста человека старше 65 лет обычно проводят, сравнивая интеллектуальный, паспортный, физический и соматопсихический возрасты.

Говоря о старении, необходимо иметь в виду, что грубые психические нарушения, описываемые при старческом слабоумии, не являются прямым следствием старости. Известны случаи из жизни людей весьма преклонного возраста (свыше 100 лет), которые до последней минуты своей жизни оставались абсолютно психически здоровы.

Общим биологическим законом распада психической деятельности считают «закон обратного хода». Распад психики начинается с генетически молодых, наиболее уязвимых психических процессов и функций, а затем нарушаются все более и более старые. Основное отличие этапов «обратного хода» от становления функции в онтогенезе заключается в том, что распад идет не плавно и постепенно (аналогично тому, как шло развитие), а может быть грубым, брутальным, скачкообразным.

Говоря о психическом старении конкретного лица, обычно выясняют следующие моменты: наследственность и наступление старости в роду (по линиям отца и матери); наличие соматических заболеваний (в роду и у конкретного лица); психический стресс и фрустрация (длительные неудовлетворения значимой потребности).

Наряду с неблагоприятной наследственностью наличие соматического заболевания в позднем возрасте может сопровождаться не только одряхлением тела, но и психическим преждевременным старением.

Поздним для старения организма человека принято считать возраст, приближающийся к 100 годам. При изучении психических особенностей долгожителей, как правило, отмечается, что всю жизнь они были активны, подвижны, общительны, являя образец сангвинистического темперамента, черты экстравертивности они сохраняли до конца жизни. Долгожительство, по мнению ученых, является примером «физиологической», то есть закономерно развивающейся старости. Представление же о старости, как о болезни, нарушает понимание законов эволюции.

Анализируя жизнь гениальных людей, доживших до глубокой старости, Бюллер пришел к выводу, что чаще долгожителями становятся любимцы муз — люди художественного склада (Гойя, Леонардо да Винчи, Тинторетто). Рассматривая связь между способностью к творчеству и возрастом, Бюллер отметил, что музыканты, математики и физики рано проявляют свою одаренность и становятся знаменитыми уже в возрасте 20—30 лет, в то время как все крупные философы, как правило, стали известны в довольно солидном возрасте. Вместе с тем имеется немало указаний и на то, что прямой связи между возрастом и проявлением определенных способностей нет.