Проблема смерти

20.03.2018
Старость, считали древние, непривлекательна не только потерей физических и интеллектуальных возможностей, она отвратительна своей близостью к смерти. Старение в нашем сознании — это приближение неотвратимой смерти. He только человек, но и высокоразвитые животные боятся смерти. Морен сказал, что «человек выдумал вечную жизнь, чтобы справиться с вечно испытываемым им страхом смерти». Этот страх одна из тех проблем, которая не минует каждого из живущих. Страх смерти может овладеть человеком любого возраста при близкой встрече с нею.

В старости, считают некоторые, страх смерти возрастает, что можно психологически объяснить редукцией личного времени жизни: жизнь теперь — не некая бесконечность, это — «оставшийся срок», чем больше прожито, тем меньше осталось. Стараясь справиться со страхом смерти, человек или отрицает ее, объясняя как некий «переход» из одной жизни в другую, либо философски приучает себя к ее неизбежности. Фрейд даже считает, что страх смерти инверсно обращается в свою противоположность — во «влечение к смерти». Это «влечение к смерти» среди других цивилизаций было особенно интенсивным у жителей Древнего Египта. Они постоянно думали о «городе мертвых», о чем свидетельствует маниакальное строительство пирамид. Античные авторы пишут, что даже отправляясь на пир, многие брали с собой мумию, чтобы в разгар веселья не забывать о встрече со смертью.

Психоанализ объясняет, что существуют психические способы защиты от страха, связанного с влечением. Например, вытеснение, подавление, рационализация и другие. Вытеснение — смерти нет, рационализация — она не страшна, надо только приучить себя к тому, что она неизбежна и научиться относиться к ней с философским стоицизмом.

Абрахам (один из последователей Фрейда) в качестве примера бессознательного вытеснения смерти приводит такой анекдотический случай, когда в опубликованном завещании, текст которого тщательно выверяли, ни редактор, ни корректор, ни даже многочисленные читатели — никто не заметил допущенный ляпсус. Один известный 80-летний актер написал: «настоящим распоряжаюсь, что моя смерть не должна иметь места до моей кремации». Этот случай, по мнению ученого, «свидетельствует о бессознательной симпатии людей к идее бессмертия». Кажущееся спокойным принятие смерти философствующим стоиком Фрейд также толкует как «инверсию смысла», поскольку с трансцендентных или оккультных позиций телесная смерть не означает для него смерти сознания. Ученые мужи под маской бесстрашного отношения к смерти оставляют для себя лазейку: будет жить мое бессмертное сознание.

Итак, механизмы бессознательных психических защит перед лицом смерти — это отрицание, вытеснение, инверсия (обращение) смысла. Существует механизм и сознательного подавления мыслей о смерти: избегание разговоров о ней, отказ от прощания с покойным («опять панихиды, свечи... нет, не пойду, не пойду»).