Психологические аспекты психотерапевтической работы с лицами старшего возраста

20.03.2018
Психотерапевтическая помощь в широком смысле представляет собой лечение психологическими средствами и включает все мероприятия по улучшению состояния пациента (как путем влияния на него самого, так и с помощью улучшения ситуации, в которой он находится).

Каковы же необходимые психологические аспекты этой помощи, касающиеся не только самого пациента, но и психотерапевта (лица, оказывающего эту помощь)?

Во-первых, навязываемый пациенту психологический контакт часто воспринимается им «в штыки», особенно людьми старшего возраста. В нем часто видят угрозу нападения на свое «Я». Если без предварительной подготовки заявить пациенту, что врач хочет проконсультировать его с психологом (тем более с психиатром), он воспринимает это сообщение с позиции нарушения своей самостоятельности и психической безопасности: «Вы хотите отправить меня в психиатрическую лечебницу?» — часто спрашивает такой пациент. Даже если он уверен в том, что угрозы госпитализации в психиатрический стационар нет, то все равно воспринимает беседу с психотерапевтом, как намек на то, что «стал не таким, как раньше». Поэтому до беседы с психологом предварительно необходимо сформировать у пациента мотивацию обращения к нему, результатом чего явится самостоятельное принятие такого решения. Основным здесь должно стать доверие к лечащему врачу, понимание того, что, направляя его на психологическую консультацию, врач не расписывается в собственной беспомощности или нежелании заниматься в дальнейшем своим пациентом, а руководствуется его интересами, хочет оказать ему многоплановую помощь и ни в коем случае не будет проводить таковую без согласия пациента.

Во-вторых, необходим правильный выбор психотерапевта. Он касается и возраста последнего. Будет лучше, если психологической помощью человеку солидного возраста займется психотерапевт «со стажем». Ни в коем случае не отрицая наличия хорошей подготовки молодого врача, здесь следует сказать о психологических механизмах трансфера и контртрансфера, возникающих в диаде: «врач—пациент». Под трансфером в психологической литературе понимают перенос пациентом неизжитых детско-родительских отношений на личность врача. Контртрансфер — это обратный перенос, перенос врачом на пациента своих детско-родительских отношений. Если обычно в диаде «врач—больной» трансфер имеет так называемый прямой характер, то есть детскую позицию по отношению к врачу изначально занимает пациент, то здесь, в диаде «пожилой пациент — молодой врач», трансфер принимает инверсный характер: пациент изначально пытается занять родительскую позицию по отношению к врачу. Обращение пациента к врачу с родительских позиций вызывает бессознательную агрессию врача. Запускающая «эдипов конфликт» инверсная ситуация отношений вызывает негативный контртрансфер терапевта: либо он принимает подчиненную позицию и ведет себя неуверенно, либо становится агрессивно-активным. И в том и другом случае вместо лечения происходит «выяснение отношений». Для того, чтобы не попасть в ловушку негативного трансфера, психотерапевт молодого возраста должен быть специально подготовлен к этой работе, и не только теоретически, но и путем специального тренинга.

Форма проведения терапии. Групповые формы психотерапевтической работы с лицами старшего возраста в первую очередь ориентированы на повышение их социальной активности, преодоление социальной изоляции, рациональную проработку индивидуальных психологических и общих психологических проблем старения.

В госпитальной среде уместны: развлекательные программы, клубные встречи, вечера отдыха, экскурсии по городу, коллективный просмотр фильмов.

Групповые формы, в основе которых заложена ориентация на «саморазвитие отношений в группе», показывают, что структурирование интеракций происходит достаточно легко, но они могут принять гротескный в силу возраста характер. Психотерапевты считают неуместным отслеживать бессознательные вытеснения сексуальных влечений, которые не могут быть реализованы.

Индивидуальная психотерапия, как правило, направлена на решение актуально значимой ситуации психологическими средствами. Здесь нужно очертить следующий круг вопросов: чем неприятна ситуация, что реально можно сделать для ее изменения, какие механизмы защиты следует «наработать», если нет средств справиться с ней рационально.

Основная задача психотерапевта при работе с людьми любого возраста заключается He в том, чтобы переложить груз их проблем на свои плечи, и не в том, чтобы представить себя этаким магом и волшебником, способным за «один сеанс» решить чужую проблему. Основной смысл психотерапевтической помощи — помочь пациенту самостоятельно увидеть свою ситуацию, вернуть ему необходимую уверенность в возможном решении ее собственными силами, помочь найти неиспользованные личностные ресурсы.

Если пациент не готов к рациональной терапии и хочет взвалить на плечи терапевта груз неизжитых «эдиповых отношений», то в каких-то конкретных случаях терапевт может это сделать, но сделать осознанно, т. е. не включая свой контрперенос, без гнева или уничижающей «родительской» жалости, отдавая полный отчет в том, что происходит с ним и пациентом. Оказывая «родительскую» поддержку, «возвращая» пациенту родительскую любовь и прощение, он восстанавливает у пациента нарушенное самоуважение.

При оказании психологической помощи пациенту с ослабленными психическими возможностями вследствие заболеваний (таких, например, как прогрессирующая деменция сосудистого или дегенеративного характера) речь не идет, конечно, о психотерапии в собственном смысле этого слова, а только о том, чтобы с помощью эмоциональной поддержки ослабить тревогу, снять психическое напряжение у пациента, создать атмосферу психологической безопасности, необходимую в связи со все более нарастающим ощущением беспомощности.

Заключая изложение психологических проблем старения, мы видим, что многие из них нуждаются в дальнейшей всесторонней разработке. Реабилитация людей старшего возраста только начинает осваиваться гериатрами, она нужна не только старикам, она необходима для гармоничного и здорового развития всего общества в целом.