Юридические законы, защищающие права пожилого человека

21.03.2018
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения человеколюбия и милосердия в обществе.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, а также помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных и других услуг), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания.

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению, имеют право на социальное обслуживание.

Социальное обслуживание включает:

- социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах);

- социальное обслуживание на дому;

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания;

- срочное социальное обслуживание;

- социально-консультативную помощь.

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан на получение социальных услуг.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

1. Обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь.

3. Добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями.

4. Свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами.

5. Сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, в течение всего времени пребывания в этом учреждении.

6. Свободу от наказаний.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекающиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок в них, могут быть по их желанию или по решению суда также переводиться в специальные стационарные учреждения.

Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности или признаны в установленном законом порядке недееспособными.

Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания в этом случае производится по письменному заявлению их законных представителей с обязательствами обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социальною статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных услуг, предусмотренных перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

- доставка продуктов на дом;

- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

- содействие в получении медицинской и юридической помощи;

- поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями и т. д.

Кроме основных, гарантированных социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги.

Социальные услуги оказываются бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года № 473.

Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания.

Гражданам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Предоставляется оно в виде обеспечения горячим питанием, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, оказания денежной поддержки, организации экстренной медикопсихологической помощи.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает основы правового регулирования этого вида деятельности, определяет возможные формы ее поддержки.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Осуществляется она в целях улучшения материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий или катастроф, национальных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам и т. п.

Благотворительные пожертвования могут осуществляться в форме бескорыстной передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств; наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами; безвозмездного или на льготных условиях выполнения работ, предоставления услуг.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация. При превышении доходов ее над расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями, а направляется на реализацию целей, ради которых эта организация создана.

Благотворительные организации создаются в формах общественных объединений, фондов, учреждений. Их учредителями могут выступать физические или юридические лица, но не органы государственной власти или местного самоуправления, не государственные и муниципальные учреждения.

Благотворительные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они созданы, они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки партий и движений.

Имущество благотворительных организаций формируется за счет взносов, пожертвований, доходов от собственной деятельности, поступлений из бюджета.

На финансирование благотворительных программ (включая расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания.

В законе даются основные понятия, применяемые в нормативных актах, такие как «социальная служба», «клиент социальной службы», «социальные услуги», «трудная жизненная ситуация». Кстати, трудная жизненная ситуация — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальное обслуживание основывается на принципах:

- адресности,

- доступности,

- добровольности,

- гуманности,

- профилактической направленности, - конфиденциальности.

Оно должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством Российской Федерации. Требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб на территории республики.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и за плату. Условия и порядок предоставления бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1997 г. № 473.

Статья 8 вышеназванного закона дает разъяснение, что гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных и технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование социальных служб осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами.

В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

Ответственность лиц, занятых в области социального обслуживания, если их действия (бездействия) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента последствия, наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.95 г. Целью Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

К инвалидам относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

На основании порядка и условий, установленных Правительством Российской Федерации, Государственной службой медико-социальной экспертизы осуществляется признание лица инвалидом.

Социальная защита инвалидов включает в себя гарантированные государством экономические, социальные и правовые меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Важное место в законе отведено понятию реабилитации инвалидов, то есть медицинским, психологическим, педагогическим, социально-экономическим мероприятиям, направленным на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация инвалидов, включающая медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, имеет своей целью восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальную адаптацию.

На основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида, которая содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица или организации.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам гарантированы следующие права и льготы:

— бесплатное (льготное) лекарственное обеспечение и оказание медицинской помощи;

— право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

— 50% скидка с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (или со стоимости топлива);

— право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства;

— право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) за счет средств федерального бюджета;

— 50% скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой;

— бесплатный (льготный) ремонт бытовых приборов, тифло-, сурдо- и других средств, необходимых для социальной адаптации инвалидов;

— право на санаторно-курортное лечение на льготных условиях (а также получение второй путевки на тех же условиях для лица, сопровождающего инвалида 1-й группы или ребенка-инвалида);

— бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) для детей-инвалидов, их родителей, опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами;

— бесплатный проезд один раз в год к месту лечения и обратно для инвалидов 1 и 2-й групп и детей-инвалидов (а также для сопровождающих инвалида

1-й группы или ребенка-инвалида);

— бесплатный проезд к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов для детей-инвалидов и сопровождающих их лиц;

— 50% скидка инвалидам со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года;

— бесплатное (льготное) обеспечение автотранспортными средствами инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания;

— ежегодная денежная компенсация транспортных расходов инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства;

— бесплатное (льготное) обеспечение автотранспортными средствами детей-инвалидов, достигших 5-летнего возраста и страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата, с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате лекарств, санаторно-курортного лечения; по транспортному обслуживанию, кредитованию, приобретению, строительству, получению и содержанию жилья; по оплате коммунальных услуг, а также услуг учреждений связи, предприятий торговли, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.