Основные концепции социальной защиты пожилых людей в РФ

21.03.2018

Поведение людей в обществе, их жизненные ориентации, уверенность в будущем во многом определяются тем, насколько полно общество, государство соблюдают социальные права своих граждан. Чем ниже уровень соответствующих социальных гарантий, тем ниже степень социальной защищенности людей в обществе, и, следовательно, выше степень непредсказуемости их поведения. Социальная защита населения — это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижение социально приемлемого уровня жизни,

Говоря о необходимости эффективной системы заботы о малообеспеченных, нуждающихся в опеке, мы в первую очередь имеем в виду социальную поддержку пожилых людей — самого многочисленного среди слабозащищенных слоев населения, доля которого имеет тенденцию к росту в будущем. Поэтому снижение социальной напряженности в данной группе имеет в настоящее время немаловажное значение для обеспечения стабильности в обществе.

В течение нескольких десятилетий в нашей стране декларируемые социальные гарантии, вся система социальной защиты реально ориентировались на удовлетворение минимальных потребностей людей и обрастали закрытой системой льгот и привилегий для ограниченного круга лиц. Провозглашенная забота о пенсионерах сводилась на практике к выдаче пенсий райсобесами и работе домов-интернатов, куда переселяли, в основном, выписываемых из больниц одиноких стариков. Таким образом, уходившие на пенсию люди оказывались предоставленными только самим себе. Можно сказать, что вплоть до конца 80-х годов социального обслуживания людей преклонного возраста в современном понимании этого феномена в стране не существовало.

Развернувшаяся в 1985 году перестройка системы приоритетов государственной социальной политики в ряду наиболее острых проблем выдвинула на первый план вопрос о положении пожилых людей, оказавшихся наименее защищенными в условиях вторжения рыночных отношений в различные сферы жизнедеятельности. Именно тогда началось, по сути, создание системы социальной защиты населения и пожилых граждан в частности.

Важным шагом на пути становления системы социальной поддержки пенсионеров в нашей стране стала Концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми, принятая в 1993 году, которая учитывала интересы пожилых людей как субъектов социальной помощи. Главная направленность ее — социальная защита населения в связи с новым экономическим курсом и вызванным им социальным риском. Основной целью является материальная поддержка пенсионеров и предотвращение их дальнейшего обнищания. Такой взгляд объективно предопределил невозможность углубленного рассмотрения потребностей пожилых граждан в общем контексте проблемы старения населения.

В Основах концепции социальной защиты пожилых людей, утвержденной в 1995 году, на первый план выдвигается старость как объективный социальный риск и связанная с этим необходимость выработки единой системы взглядов как базиса для практической деятельности в интересах лиц преклонного возраста.

В основе новой Концепции лежат принципы ООН в отношении пожилых граждан, где люди старших возрастов рассматриваются как позитивный фактор, а не как бремя, и речь идет о том, чтобы «сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста» (Генеральная Ассамблея, 1991 г., резолюция 46/91). Данные принципы предусматривают обеспечение пожилым людям:

— независимости — материальной и духовной в обществе: возможность воспроизводства своей жизни, возможность работать, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей, проживание как можно дольше в домашних условиях, вовлеченность их в жизнь общества, возможность создавать свои движения и ассоциации;

ухода со стороны семьи и общества для поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального комфорта, доступ к социальным и правовым услугам, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни;

— реализации, что означает возможность для всесторонней реализации своего личностного потенциала, доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха;

— достоинства — возможности вести достойный и безопасный образ жизни и иметь право на справедливое обращение независимо от возраста.

Таким образом, глобальная задача в области социальной поддержки пожилых граждан включает в себя удовлетворение потребностей лиц преклонного возраста и реализацию их потенциала как ценных людских ресурсов, будучи направлена в конечном счете на идею полноправного участия пожилых и престарелых людей в жизни общества.

Благополучие старшего поколения, как законодательно закрепленная норма должно обеспечиваться созданием эффективного механизма, позволяющего пожилым людям в полной мере реализовать свои права и законные интересы.

В основу деятельности органов социальной поддержки в интересах пожилых новая концепция выдвинула следующие принципы:

1. Предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей.

2. Выявление индивидуальных потребностей пожилых людей в социальной помощи и обслуживании.

3. Дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых граждан на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение.

4. Адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни.

5. Внедрение новых направлений социальной работы с различными группами пожилых.

6. Обеспечение возможности самовыражения старых людей и предупреждение устранения их от активной общественной жизни.

7. Ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых во избежание пассивной роли их как потребителей социальных услуг — речь идет об использовании позитивного потенциала лиц преклонного возраста в обеспечении собственного благополучия.

8. Обеспечение информированности пожилых граждан, всего населения о возможностях получения социальной помощи и услуг.

Говоря о направлениях деятельности органов социальной защиты по социальной поддержке пожилых граждан, традиционно выделяют три сферы: пенсионное обеспечение, предоставление пожилым людям льгот и преимуществ, социальное обслуживание в стационарных и нестационарных учреждениях. Два первых направления затрагивают экономический аспект социальной поддержки, третье — заключается в предоставлении социальной помощи и услуг.

Рассмотрение проблем пожилых людей с социальной, экономической и этической точек зрения убеждает в необходимости предоставления им многоцелевой социальной помощи.

Социальное обслуживание в самом общем виде направлено на удовлетворение потребностей пожилых граждан, нуждающихся в социальных услугах. По Федеральному закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятому в 1995 году, в спектр социальных услуг входят уход, организация питания, содействие в получении медицинского, правового, социально-психологического и натурального видов помощи, в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга и т. д.

Особое место, отводимое социальному обслуживанию, объясняется тем, что оно призвано обеспечить гражданам пожилого возраста не только уход и содействие в решении возникающих у них экономических, правовых, медицинских и бытовых проблем, но, что крайне важно, проблем психологических, связанных с социальной адаптацией к новым условиям жизни.

В перспективе организация социального обслуживания пожилых должна быть нацелена на обеспечение им безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра услуг в области профилактики и развития. Должны быть созданы условия для того, чтобы пожилые граждане могли как можно дольше сохранять социальный статус и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества Реализация Основ концепции социальной защиты пожилых людей требует адекватной системы и планомерной организации деятельности по всем направлениям. Для отслеживания эффективности функционирования системы социального обслуживания принципиальное значение имеет внедрение и проведение мониторинга положения старых людей с целью выявления особенностей положения отдельных групп пожилых. Такой мониторинг должен стать информационной основой мероприятий в данной сфере деятельности.

Кроме того, большую роль должна сыграть организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников, обеспечивающих социальное обслуживание пожилых граждан,

И, наконец, претворение в жизнь такого концептуального взгляда на организацию социальной поддержки пожилых людей возможно при условии достижения общественного согласия по всем вопросам, связанным со старением населения. Объединению усилий государства и общества в пользу граждан пожилого возраста послужит открытость тех государственных систем, которые обеспечивают функции социальной защиты пожилых людей.

Генеральной Ассамблеей ООН уже принято решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей в качестве «...знака признания вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни» (Генеральная Ассамблея ООН, 1990 г., рез. 47/5). В нашей стране разработана Федеральная программа «Старшее поколение» в 1997—1999 гг., которая направлена на создание единого геронтологического пространства для пожилых. Все эти меры в целом позволяют создать основу для повышения степени социальной защищенности и интеграции старшего поколения в общество.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: