Новая структура социальной поддержки пожилых людей в субъектах Федерации

21.03.2018
Для реализации новой социальной политики в области социальной поддержки и социальной помощи пожилым людям потребовался соответствующий многоуровневый механизм, включающий экономические рычаги и организационные меры.

В систему учреждений и организаций социальной защиты населения, в том числе престарелых, в настоящее время входят: Министерство труда и социального развития РФ, Министерства социальной защиты республик в составе Российской Федерации; Департаменты, Комитеты (Управления) социальной защиты населения краев, областей; районные, городские, окружные отделы и Центры социального обслуживания; стационарные учреждения социальной защиты (пансионаты, зона милосердия); службы врачебно-трудовой экспертизы; научно-исследовательские институты, высшие и средние специальные учебные заведения и профтехучилища; протезно-ортопедические объединения и предприятия и их стационары; прочие учреждения и организации.

Механизм системы социальной защиты и помощи реализуется на федеральном и региональном уровнях.

На федеральном уровне обеспечивается гарантированное предоставление законодательно установленных размеров пенсий, пособий, натурального обеспечения, услуг и льгот с учетом установленных денежных и натуральных социальных нормативов. С 1990 г. функционирует Пенсионный Фонд РФ, который образуется за счет страховых взносов граждан и предприятий, а также ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации. Фонд представляет собой принципиально новый внебюджетный механизм целевого формирования средств и финансирования выплат государственных пенсий и пособий. Он позволяет решить многие неотложные проблемы пенсионеров. В настоящее время идет дальнейшая реорганизация пенсионной системы, суть которой — обеспечение справедливого учета всех взносов и уменьшение возможности фальсификаций при оформлении пенсий. С 1997 г. вводятся индивидуальные карточки и система электронного учета взносов граждан Российской Федерации.

На региональном уровне, с учетом местных возможностей решаются вопросы повышения размеров выплат по линии социального обеспечения сверх федерального. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения нетрудоспособных граждан, но не ниже закрепленных в законодательстве.

Необходимость повышения уровня социальной защиты и помощи обусловила перемещение центра тяжести при проведении этой работы на места, где главной задачей является определение малообеспеченности граждан, выявление нуждающихся, оказание им адресной помощи в денежной и натуральной формах, а также в виде услуг.

Проведенная в конце 80-х годов реорганизация органов социальной защиты стала значительным шагом в деле совершенствования социальной помощи пожилым людям. Суть ее состоит в обособлении функций социального обслуживания от пенсионного обеспечения и появлении, соответственно, двух типов учреждений социальной защиты: районных отделов социального обеспечения (бывшие райсобесы), занимающихся вопросами перерасчета и выплаты пенсий, и центров социального обслуживания населения, в ведении которых находится весь спектр видов социальной помощи (социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической, реабилитационной и т. п.).

В настоящее время в отдельных регионах сохранилась первоначальная структура административного подчинения центров социального обслуживания районным отделам пенсионного обеспечения. В других регионах центры и пенсионные отделы подчиняются действующим при районной администрации управлениям (отделам) социального обслуживания. И, наконец, во многих областях в настоящее время пенсионные отделы и центры социального обслуживания функционируют независимо друг от друга, имея двойную систему подчинения: являются, с одной стороны, структурными подразделениями областного Управления (Департамента) социальной защиты населения, а с другой — подчиняются местной администрации и финансируются за счет местных бюджетов.

Такая специализация функций органов социальной защиты, во-первых, устранила многочисленные проблемы с начислением и выдачей пенсий, а во-вторых, способствовала созданию в центрах социального обслуживания полного банка данных о всех пожилых гражданах района и концентрации усилий по оказанию многообразной адресной социальной поддержки.

На уровне субъектов Федерации главным управляющим звеном являются Департаменты (Управления) социальной защиты населения, которые подчиняются как администрации области (края), так и Министерству труда и социального развития РФ.

Эти управления социальной защиты населения, будучи связующим звеном всех социальных учреждений области (края), призваны осуществлять следующие основные функции:

1. Разработка и реализация территориальной программы социальной поддержки, защиты, помощи на основе анализа и прогнозирования уровня социальной защиты населения с привлечением научно-исследовательских учреждений. Территориальные программы утверждаются администрацией области (края) каждый год и постоянно дополняются, корректируются с учетом изменений в экономике и, соответственно, социальных нормативов: роста стоимости жизни, прожиточного минимума, повышения размеров оплаты труда, пенсий, уровня трудовой занятости, наличия финансовых средств на социальную защиту. Для финансирования мероприятий, предусмотренных Программой, наряду со средствами областного, районного и городских бюджетов активно привлекаются внебюджетные источники: средства фондов социальной поддержки населения, предприятий всех видов собственности, общественности и религиозных организаций.

2. Координация и направление работы отделов пенсионного обеспечения по своевременному и правильному назначению и выплате пенсий, по дальнейшему совершенствованию порядка назначения и выплаты пособий и компенсаций при взаимодействии с Министерством труда и социального развития, с местным отделением Пенсионного фонда РФ. В связи с тем, что часто Пенсионный фонд не имеет достаточного количества средств для обеспечения пенсий, на Управление ложится бремя по изысканию источников для предотвращения каких-либо задержек.

3. Обеспечение методического и административного руководства центров социального обслуживания по вопросам социально-бытовой, медико-социальной и социально-психологической поддержки пожилых граждан, по внедрению различных видов натуральной помощи, совершенствованию социальной помощи на дому, по организации культурно-массовой оздоровительной работы с пожилыми, решению проблемы трудоустройства пенсионеров, желающих работать, а также по предоставлению им льгот, путевок на санаторно-курортное лечение, специальных средств передвижения и т. д.

4. Руководство работой стационарных учреждений социальной поддержки пожилых: домов-пансионатов для пожилых и инвалидов, домов (отделений) милосердия, хосписов и других стационарных учреждений, действующих на территории области (края).

5. Осуществление руководства работой органов медико-социальной экспертизы (МСЭ), определяющих состояние здоровья граждан и присваивающих им в случае необходимости ту или иную группу инвалидности.

6. Формирование конструктивных связей и взаимодействие с общественными организациями, предприятиями в сфере благотворительности и объединения усилий по социальной поддержке пожилых людей. Действующий при Управлении Совет общественных организаций по координации деятельности в области благотворительности и социальной защиты населения несет на себе функцию создания информационной базы для общественных организаций, благотворительных фондов, их предприятий, которым оказывается необходимая организационно-методическая помощь.

7. Осуществление кадровой политики: направление работы сети учебных заведений но подготовке и повышению квалификации социальных работников и обеспечение учреждений и служб социальной защиты кадрами всех необходимых профилей.

Для обеспечения контроля за деятельностью всех подчиненных организаций в Управлениях социальной защиты населения сегодня ведется работа по созданию системы автоматизированного компьютерного контроля как за начислением пенсий, так и за предоставлением различных видов социальной поддержки с созданием соответствующих баз данных. Проводится работа по формированию информационных сетей, связывающих Управления с учреждениями социальной защиты населения.

Такова на сегодня в общих чертах структура социальной поддержки пожилых людей в субъектах Федерации. В условиях перехода к рыночным отношениям учреждения социального обслуживания сталкиваются с большими проблемами. Бюджетное финансирование системы социальной защиты не может обеспечить высокий уровень реабилитационных мероприятий для всего контингента лиц преклонного возраста. Проблема финансирования оказывает определенное влияние на возможности оснащения учреждений социального обслуживания оборудованием, средствами вычислительной техники, транспортом, помещениями, на дальнейшее развитие новых форм социального обслуживания. То, что в настоящее время разные регионы имеют разный объем и структуру социального обслуживания населения, что до сих пор существуют области, где сеть учреждений социальной защиты не развернута в соответствии с новой концепцией, обусловлено, в первую очередь, недостатком средств. Поэтому речь идет о необходимости расширения источников финансирования. Дополнительные возможности здесь раскрываются в сфере коммерческой деятельности учреждений социальной защиты и расширении платы услуг, в стимулировании благотворительной деятельности. В целом, необходимо совершенствование правовой основы системы социальной защиты, которая послужит базой для создания эффективной структуры всего комплекса учреждений социального обслуживания населения.

Важное событие 1996 года — повышение уровня пенсий до минимального прожиточного уровня — существенно улучшило положение пожилых людей. Однако, в связи с тем, что данная реформа не сопровождалась упорядочением всей структуры пенсий, в настоящее время не существует ощутимого разрыва между пенсиями, связанного со стажем работы человека и размером его заработной платы. Такое уравнивание стало фактором социальной напряженности, ослабляющим стимулирование высоких заработков, поэтому большое значение имеет законодательное восстановление разрыва между минимальным и максимальным уровнями пенсий за счет повышения максимального.

Для совершенствования системы социальной защиты большую роль играет также формирование механизма обобщения и распространения имеющегося в районах и городах положительного опыта работы по развитию новых форм обслуживания граждан преклонного возраста.

Руководители и специалисты системы социальной защиты понимают, что происходящий в стране процесс кардинального изменения основ политической и экономической жизни требует создания принципиально новой системы социальной защиты, поддержки пожилых людей, которая должна стать необходимой гарантией их социальной реабилитации и обеспечения нормальной жизнедеятельности, интеграции в общество. Только в этом случае будут созданы условия для преодоления того возрастного неравенства, которое может стать тормозом социального развития всех слоев населения, а не только пожилых граждан.