Подготовка специалистов для работы в учреждениях социального обслуживания населения

21.03.2018
Повышение эффективности работы учреждений и организаций социального обслуживания пожилых людей в главной степени зависит от кадров. Социальная работа с пожилыми по характеру деятельности разнопланова. На первых этапах ее становления социальная поддержка пенсионеров территориальными центрами сводилась к элементарным процедурам и функциям: социально-бытовой уход на дому не предъявляет высоких требований к профессиональным качествам социального работника. По мере совершенствования сферы социальной защиты пожилых и появления новых форм социального обслуживания: срочной социальной помощи, социально-психологической консультативной помощи, культурно-массовой оздоровительной работы с людьми преклонного возраста и т. д. — появляется необходимость в новых штатных единицах, которые предусматривают будущих сотрудников, обладающих более высоким уровнем знаний, умений и навыков, общей культуры. Таким образом, сегодня в сфере социального обслуживания существует дифференциация работы по степени сложности и требованиям к уровню профессионализма работников.

В настоящее время в органах социальной защиты занято свыше 200 тыс. социальных работников. Однако данные учреждения испытывают острый недостаток в высококвалифицированных специалистах, ибо вплоть до последнего времени системы подготовки кадров в данной сфере деятельности в стране не существовало. Социальными работниками являются люди, не имеющие, к сожалению, никакого специального образования. Поэтому для работы в учреждениях социального обслуживания населения этой категории граждан крайне необходимы специалисты, владеющие методами социально-психологического воздействия, определенными знаниями в области психологии пожилых, психотерапии, педагогики, юриспруденции, реабилитации, деонтологии, экономики.

Профессия «социальный работник» — профессия особого рода, ставящая перед человеком определенные требования к личным качествам: личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, высокий уровень навыков самодисциплины, терпимости, эмпатия и готовность прийти на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности,

Наряду с этим социальный работник должен:

— иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, законодательства, информированности и математической статистики;

— обладать высоким уровнем общей культуры, быть высокоэрудированным человеком, что предполагает хорошее знание в области литературы, музыки, живописи и т. д.;

— владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;

— обладать «супервидением», т. е. уметь предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию;

— уметь принимать решения в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать;

— обладать определенной социальной приспособленностью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в помощи);

— иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека.

Сегодня в стране уже создаются определенные предпосылки для развития системы подготовки кадров этой сферы. Этому в немалой степени способствует деятельность Всероссийской ассоциации социальных педагогов и работников (ВАСОПиР), объединившей более 50 университетов и колледжей страны. В 1991 году был открыт Московский государственный социальный институт. С этого же времени при вузах страны начинают создаваться факультеты и курсы подготовки специалистов по социальной работе, а также курсы повышения квалификации и получения второго высшего образования по специальности «Социальная работа» для руководителей центров социального обслуживания, домов-пансионатов и специалистов управлений социального обслуживания населения. Получает развитие такое направление в области подготовки кадров, как стажировка работников за границей.

Отбор будущих специалистов, допрофессиональная подготовка осуществляются на базе общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, а также среди населения, проявляющею интерес к социальной работе. Структурными элементами этой системы являются специализированные классы, профориентационные объединения в системе служб социальной поддержки населения, социально-педагогические лицеи, гимназии, колледжи, платные подготовительные курсы и т. п. Наряду с этим создаются профтехучилища, которые по договорам с центрами социального обслуживания готовят учащихся по специальности «социальный работник».

Организуют и координируют работу по отбору кадров центры трудоустройства, профориентации и профадаптации, создаваемые в районах службами социальной помощи и проводящие информационно-разъяснительную работу среди населения. Предпочтение отдается категории людей, не имеющих противопоказаний к социальной работе личностного, нравственного, медицинского характера, наиболее соответствующих профессиональным стандартам этой работы.

Прием на работу осуществляется после собеседования, комплексного тестирования по определенным программам психодиагностики на определение профессиональной пригодности; возможно установление испытательного срока для молодого специалиста.

Таким образом, в настоящее время предприняты значительные шаги для решения вопроса обеспечения учреждений социального обслуживания высококвалифицированными работниками. Однако необходимо помнить, что наряду с системой подготовки кадров большое значение имеет решение проблемы престижа данной профессии, внедрение на государственном уровне мер, которые поднимут статус социальной работы до уровня «уважаемой профессии». Это способствовало бы привлечению образованных, грамотных специалистов в данную сферу деятельности.