Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу и ее проведение

21.03.2018
В соответствии с Примерным положением об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы сеть учреждений Государственной службы медико-социальной экспертизы организуется из расчета: один состав учреждения на 70—90 тысяч населения при условии освидетельствования 1800—2000 человек в год. В зависимости от уровня и структуры инвалидности могут организовываться бюро медико-социальной экспертизы общего и специализированного профиля.

Основополагающие принципы, использованные в Положении, направлены на:

— максимальное приближение экспертной помощи к населению в зависимости от потребности в ней, демографии, уровня заболеваемости, уровня и структуры инвалидности территорий области;

— обеспечение качества экспертизы и ее реабилитационной направленности в целях достижения максимальной защиты освидетельствуемых;

— социальную защищенность самих сотрудников учреждений Государственной службы медико-социальной экспертизы.

Статистические данные о количестве ежегодных освидетельствований, заболеваемости, инвалидности и демографии области, характеризующейся высоким уровнем старения населения (около 20%), резкой урбанизацией, определяют необходимость принятия минимального норматива для организации сети бюро медико-социальной экспертизы: формирование одного состава бюро на 70 тысяч жителей при условии освидетельствования 1800 человек в год.

Сеть бюро медико-социальной экспертизы представлена составами общего и специализированного профиля:

— профпатологическое — для освидетельствования потерпевших вследствие несчастного случая, связанного с исполнением производственных обязанностей, а также вследствие профессионального заболевания;

— кардиологические — для освидетельствования больных сердечно-сосудистыми заболеваниями;

— фтизиатрическое — для освидетельствования больных туберкулезом;

— онкологические — для освидетельствования онкобольных;

— травматологические — для освидетельствования пострадавших вследствие травм;

— психиатрические — для освидетельствования больных с психическими расстройствами;

— пульмонологическое — для освидетельствования больных вследствие хронических неспецифических заболеваний органов дыхания;

— офтальмологическое — для освидетельствования граждан с нарушением функции органа зрения;

— педиатрические — для освидетельствования детей до 16 лет.

Для реализации возложенных на медико-социальную экспертизу задач по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов в штатный норматив каждого бюро введены, кроме специалистов, принимающих экспертное решение (не менее 3~х врачей различных специальностей в зависимости от профиля бюро), реабилитолог, специалист по социальной работе и психолог. Один из специалистов каждого состава бюро и Главного бюро является его руководителем. Общее руководство учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы области осуществляется Главным экспертом области по медико-социальной экспертизе.

В сложных экспертных случаях к работе бюро и Главного бюро могут привлекаться специалисты-консультанты из учреждений здравоохранения, а также специалисты других учреждений и организаций, занимающихся проблемами реабилитации инвалидов.

Основными задачами бюро медико-социальной экспертизы являются:

— определение структуры и степени ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационного потенциала;

— установление факта наличия инвалидности, определение группы, причины (обстоятельств и условия возникновения), сроков и времени наступления инвалидности;

— определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;

— определение причинной связи смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление льгот семье умершего;

— совместно с учреждениями здравоохранения формирование и корректировка индивидуальных программ реабилитации инвалидов: определение видов, форм, сроков и объемов мероприятий по медицинской (в пределах базовой территориальной программы ОМС), социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, а также контроль за их реализацией;

— оказание разносторонней помощи лицам, прошедшим медико-социальную экспертизу, в том числе в виде консультаций но юридическим вопросам, и содействие в обеспечении необходимой социальной защиты, включая реабилитацию;

— формирование банка данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществление государственного статистического наблюдения за демографическим составом инвалидов и представление этих сведений в Главное бюро;

— участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и в разработке комплексных программ профилактики инвалидности;

— предоставление в соответствующие военные комиссариаты сведений о всех случаях признания инвалидами военнообязанных и лиц призывного возраста.

В отличие от бюро медико-социальной экспертизы Главное бюро медикосоциальной экспертизы области наделено следующими полномочиями:

— проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решение бюро медико-социальной экспертизы, и в случае необоснованности этих решений изменяет их;

— проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения специальных методов обследования;

— проводит освидетельствование граждан с целью определения нуждаемости их в специальных транспортных средствах;

— осуществляет организационно-методическое руководство бюро медико-социальной экспертизы и контроль за их деятельностью;

— формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, а также контролирует их реализацию;

— открывает первичную реабилитационно-психологическую и профориентационную помощь гражданам, прошедшим медико-социальную экспертизу;

— формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории области, и представляет соответствующие сведения в Главное управление социальной защиты населения;

— оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро.

Для осуществления своих полномочий учреждения медико-социальной экспертизы имеют право направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью уточнения клинико-функционального диагноза в лечебные учреждения, реабилитационные учреждения и другие учреждения всех форм собственности, занятые в сфере реабилитации инвалидов, запрашивать и получать от организаций и учреждений всех форм собственности сведения, необходимые для принятия экспертного решения, направлять своих специалистов в организации и учреждения всех форм собственности для контроля за реализацией реабилитационных мероприятий, изучения условий труда, проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за состоянием здоровья и реализацией реабилитационных мероприятий.