Буква закона регулирующая косметическую продукцию

13.05.2017
Косметические средства, продающиеся на территории Европейского сообщества, регулируются директивами ЕС, согласно которым косметические продукты определяются как любые вещества, предназначенные для нанесения на внешние части тела (кожу, волосы, ногти, губы, внешнюю часть гениталий) или на зубы и слизистую ротовой полости с целью очищения, дезодорирования, парфюмирования, изменения внешнего вида или поддержания в хорошем состоянии.
В директивах ЕС ничего не сказано о том, что косметическим средствам запрещено производить физиологические эффекты, однако в них нет и таких категорий, как «космецевтика» или «нутрицевтика». Аналогичная ситуация в России. Лечебная косметика и нутрицевтика как бы есть, но их как бы нет, поскольку официально такие категории не утверждены.
В США все обстоит еще сложнее. Согласно директивам Американского управления по пищевым продуктам и лекарствам (FDA), косметические средства — это «продукты, предназначенные для очищения, украшения, усиления привлекательности или изменения внешнего вида кожи, волос и ногтей». Напротив, лекарства определяются как вещества, предназначенные для лечения или предотвращения (т.е. профилактики) заболевания и изменения физиологии или структуры живых тканей.
Слово «предназначенные» трактуется законодателями США в довольно узком смысле — имеются в виду заявленные эффекты косметического средства. Иными словами, если на упаковке косметического средства или в любых маркетинговых материалах сказано, что данный продукт уменьшает морщины, его производитель может получить предупредительное письмо от FDA. То же средство с абсолютно аналогичным составом не вызовет никаких нареканий, если на его упаковке будет сказано «визуально уменьшает морщины».
Так как производители косметических средств в США могут сами решать, насколько тщательно они хотят тестировать свою продукцию, процедура выпуска косметики в США достаточно проста.
Напротив, производителям лекарств приходится проводить весьма интенсивные и дорогостоящие исследования, которые могут занять несколько лет и обойтись в миллионы долларов. He удивительно, что тонкие лингвистические различия между косметическими средствами и лекарствами в США выходят на первый план. Весьма часто не состав косметического средства, а неудачная формулировка в описании продукта становится причиной юридических проблем для производителей косметики.
Хотя по американскому законодательству косметическое средство не может быть где-то посередине между косметическими продуктами и лекарствами (американские законодатели тоже не признают термин «космецевтика»), в США существует категория косметических средств, которые одновременно являются лекарствами безрецептурного отпуска. Однако речь не идет о космецевтиках в нашем понимании. К лекарствам в США относят шампуни от перхоти, дезодоранты-антиперспиранты, фторированные зубные пасты и солнцезащитные средства.