Клинические эффекты AHA

13.05.2017

Клинические эффекты AHA на кожу можно разделить на две группы:
1) неспецифические эффекты, характерные для всех AHA (в основном определяются pH готового продукта), — заключаются в ускорении эксфолиации и обновлении клеточного состава эпидермиса, что клинически выражается в характерном шелушении кожи;
2) специфические эффекты — связаны с химическими особенностями и концентрацией конкретной AHA и основаны на воздействии на специфическую мишень в коже.
Выраженность и преобладание тех или иных эффектов в клинической картине будет зависеть как от рецептурных особенностей препарата, так и от исходного состояния кожи. Суммарный же эффект будет определяться следующими составляющими.
Отшелушивающее действие
Это самый главный эффект АНА, ради которого эти вещества и применяются. Ю и ван Скотт первыми предположили, а затем и доказали, что интенсивность отшелушивания после обработки кожи препаратом AHA зависит прежде всего от его pH и в гораздо меньшей степени — от общей концентрации АНА.
Молекулярные механизмы, лежащие в основе отшелушивающего действия АНА, представлены на рис. II-5-1.
Необходимо выделить два ключевых момента:
1) снижение pH в роговом слое, в результате чего происходит дестабилизация липидного барьера и изменение конфигурации и свойств корнеодесмосом;
2) связывание ионов Ca2+, что ослабляет межклеточные контакты в роговом слое. Кальций необходим для функционирования ряда адгезивных белков, имеющихся в корнеодесмосомах. Если кальций удалить, то межклеточные контакты ослабнут, и корнеодесмосомы быстрее разрушатся протеолитическими ферментами. С другой стороны, снижение концентрации кальция служит стимулом для базальных кератиноцитов к делению, что ускорит обновление клеточного состава эпидермиса.

Увлажняющее действие
Уменьшение когезии корнеоцитов влияет на гидратацию рогового слоя. По мере продвижения корнеоцитов к поверхности компоненты натурального увлажняющего фактора (NMF) деградируют, и роговые чешуйки становятся более сухими, жесткими и ломкими. Быстрое слущивание роговых чешуек и обновление эпидермиса приводит к тому, что в коже повышается содержание функционально активного NMF и, следовательно, связанной с ним воды. Из всех AHA наилучший увлажняющий эффект характерен для молочной кислоты, которая, помимо всего прочего, сама входит в состав NMF.
Противовоспалительное действие
Как это ни странно на первый взгляд, препараты с AHA могут проявлять противовоспалительные свойства, снижая выработку супероксида и гидроксилрадикала и модулируя функциональную активность В- и Т-лимфоцитов. Однако подобный эффект характерен для препаратов с относительно невысокой концентрацией AHA и pH выше 3,5.
Противовоспалительное действие у разных AHA выражено в разной степени и прямо связано с их антиоксидантными свойствами. Так, сравнение трех AHA (гликолевая, молочная и винная кислоты) и одной PHA (глюконолактон) показало, что более эффективным противовоспалительным действием обладают винная кислота и глюконолактон, которые являются и более сильными антиоксидантами.
И все же антиоксидантные свойства AHA самих по себе выражены не очень сильно. Однако при сочетании AHA с другими антиоксидантами может проявиться эффект синергизма, благодаря которому общий антиоксидантный потенциал смеси существенно возрастает. Роль гликолевой кислоты в данном случае сводится, по всей видимости, к восстановлению второго компонента, в результате чего повышается общий антиоксидантный потенциал смеси.
Ремоделирование
Если эпидермис AHA истончают, то дермальный слой, напротив, утолщают. Ученые заметили, что чем сильнее раздражение, тем более выражено ремоделирование дермального матрикса за счет стимуляции синтеза коллагена I типа и гликозаминогликанов. Скорее всего, AHA действуют на дерму опосредованно, поскольку в реальных условиях до нее добраться весьма непросто. В ответ на AHA клетки эпидермиса (кератиноциты, свободные нервные окончания и др.) начинают высвобождать различные цитокины, сигнализируя своим соседям о том, что привычное равновесие нарушено. Некоторые из цитокинов попадают в дерму и воспринимаются фибробластами, которые, в свою очередь, переходят в режим повышенной активности.
Эффективность ремоделирующего действия различается у разных AHA и прямо пропорциональна их дозе. Так, в экспериментах in vivo и in vitro было показано, что в ряду AHA самым сильным пролиферативным эффектом на фибробласты обладает гликолевая кислота, затем следуют молочная и яблочная кислоты. И все же рассчитывать на выраженное ремоделирование при использовании AHA не приходится, и сегодня их применяют прежде всего для «работы» на уровне эпидермиса и рогового слоя.
Выраженность того или иного клинического эффекта во многом зависит от того, какое реальное количество активного вещества достигнет своей мишени. Дело в том, что, попав в кожу, AHA распределяются в ней неравномерно и могут избирательно накапливаться в отдельных участках. Пенетрацию можно усилить введением в рецептуру ряда веществ, например гликолей. Пенетрация зависит от pH: она ухудшается с увеличением pH и становится минимальной при pH 7.
Эта зависимость очень важна, поскольку с pH связан раздражающий потенциал АНА-препарата. В районе pH 3,5 раздражающий потенциал продукта резко уменьшается. Сопоставление этих данных с данными по пенетрации позволило определить оптимальное значение pH, при котором продукт эффективен и при этом вполне безопасен, — 3,5-4,0.
Разделение АНА-препаратов на косметические и медицинские в определенной степени условно. К косметическим относят те средства, которые можно купить без рецепта и использовать дома, а к медицинским - средства, которые применяются под наблюдением специалиста в амбулаторных условиях. Согласно FDA, первую категорию составляют препараты, содержащие не более 10% AHA и имеющие pH не менее 3,5, а вторую - препараты с более чем 20% AHA и pH ниже 3,5. В косметическом кабинете разрешается использование препаратов с концентрацией AHA 30-40%. Препараты с концентрацией 50-70% и pH около 1,0 допускаются к использованию только в медицинских учреждениях.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: