Невидимый защитник кожи

14.05.2017
Слой солнцезащитного препарата остается в контакте с кожей длительное время. В отличие от ухаживающих средств, использование которых предполагает активное влияние на кожу, основной задачей солнцезащитного препарата, как и следует из его названия, является защита — отражение внешних агрессивных факторов, среди которых ультрафиолет стоит на первом месте.
Дизайн идеальной солнцезащитной рецептуры строится исходя из 7 основных требований:
1) хорошая переносимость кожей. Другими словами, нанес препарат — и забыл. Даже если кожа обладает повышенной чувствительностью, она не должна замечать покрывающий ее защитный слой и тем более реагировать на него раздражением или неприятными ощущениями;
2) хорошие потребительские качества (или, как говорят, «косметичность»). Единственное допустимое чувство, которое может испытывать человек после нанесения солнцезащитного средства, — это чувство комфорта от хорошо увлажненной и смягченной кожи. Ну и, конечно, чувство уверенности в том, что кожа защищена. Препарат не должен лежать тяжелым жирным слоем, быть липким, собирать на себя пыль, придавать коже вид белой маски («эффект белил» характерен для более ранних солнцезащитных рецептур, основанных на диоксиде титана и оксиде цинка — физических УФ-фильтрах, отражающих ультрафиолетовые лучи) или делать ее лакированной. Лучше всего, если слой вообще незаметен;
3) нетоксичность. Солнцезащитные препараты обычно наносят на большие участки тела, так что риск чрескожного всасывания в организм того или иного вещества в дозе, превышающей минимально токсическую, возрастает. К использованию в косметических средствах допускаются только те соединения, которые не проходят через роговой слой (если же вещество может самостоятельно проходить через неповрежденные барьерные структуры, то оно должно быть отнесено к категории лекарственных средств). Современные УФ-фильтры «работают» только на поверхности кожи, максимально защищая ее от проникновения ультрафиолетовых лучей;
4) фотостабильность. Вопрос безопасности и эффективности солнцезащитного препарата тесно связан с устойчивостью к действию света. На свету могут начаться спонтанные фотохимические реакции между отдельными компонентами, в результате чего в продукте появляются «незапланированные» вещества, несущие в себе потенциальную опасность для кожи. Другой вариант — фотоиндуцированные изменения самих веществ (в том числе тех же УФ-фильтров), которые могут стать токсичными и вызвать нежелательные кожные реакции (например, фотодерматит). Многие вещества, успешно прошедшие проверку на эффективность поглощающего действия, в дальнейшем не были допущены к использованию из-за своей нестабильности и фототоксичности;
5) широта УФ-покрытия. Спектр поглощения солнцезащитного препарата является важнейшей характеристикой и свидетельствует о возможностях защитить кожу от фотоповреждения в целом и фотодерматита в частности. Первые препараты были нацелены на предупреждение солнечного ожога и эритемы, развивающихся в ответ на УФВ-излучение. Последние пятнадцать лет активно изучается реакция кожи на ультрафиолет спектра А, чья роль в подавлении кожного иммунитета и развитии хронического фотоповреждения уже ни у кого не вызывает сомнений. Поэтому в рецептуры включают как УФА-, так и УФВ-фильтры. Реальность такова, что выбор одобренных к использованию УФВ-фильтров гораздо шире, чем УФА-фильтров. Сложность с химическими УФА-фильтрами заключается в следующем: чем лучше вещество поглощает лучи в длинноволновом УФА-спектре, тем более желтым становится его цвет и тем менее стабильно оно на свету;
6) водостойкость. Защитный слой должен отталкивать воду, иначе он быстро смоется, оставив кожу беззащитной. Обычно мы наносим солнцезащитный препарат, когда собираемся на пляж. А значит, вода, в которую мы погружаемся, и пот, который естественным образом будет выделяться на жаре, не должны нарушать солнцезащитное покрытие. Водостойкость обеспечивается специально подобранными компонентами основы препарата, в которую «погружены» УФ-фильтры;
7) заявленная фотозащита. Это очень тонкий аспект, хотя именно на него в первую очередь обращают внимание при выборе препарата. Одно время бытовало мнение, что солнцезащитный фактор должен быть максимальным, и компании-производители соревновались в том, кто же выпустит самый надежный sunblock (т.е. «блокатор солнца») с самым высоким SPF. Чем выше стояло число, тем более заманчиво выглядел препарат в глазах потребителя. На рынке попадались даже препараты с «SPF100+»! Позже пришло понимание, что SPF должен быть не максимальным, а оптимальным и выбираться с учетом фототипа, климатической зоны и времени года, наличия дополнительных отражающих поверхностей (вода, снег, белый песок), высоты над уровнем моря и фактического времени пребывания на солнце. Co своей стороны, производитель должен приложить все усилия к тому, что обещанная фотозащита будет обеспечена. А для этого необходимы, прежде всего, четкие критерии и количественные показатели, опираясь на которые, разработчики творят, эксперты оценивают, а потребители выбирают препарат.