Экспериментальные модели эмоциональных реакций и их нарушений

15.08.2016

Факты, имеющие принципиальное значение для понимания роли эмоций в организации поведения высших животных, получены экспериментальным путем. Прежде всего речь идет о методе раздражения электрическим током вживленных в различные отделы головного мозга электродов. Информативной оказалась также методика самораздражения, суть которой заключается в том, что подача напряжения на электроды, вживленные в мозг, осуществляется самими подопытными животными. Доказано, что в мозге есть центры, раздражение которых обусловливает удовлетворение, поскольку животные стараются много раз раздражать мозг, иногда до истощения. Однако есть и такие центры, которые животные избегают раздражать, центры “недовольства”, или точки “наказания”. Эти данные свидетельствуют о наличии тесной связи эмоциональных реакций с деятельностью определенных структур головного мозга, прежде всего гипоталамуса, лимбической системы и коры головного мозга (в частности лобной доли). Основные структуры лимбической системы и связи между ними схематически представлены на рис. 78.

Экспериментальное повреждение или раздражение различных образований лимбической системы, гипоталамуса или новой коры приводит к нарушению таких важнейших реакций поведения, как половая, пищеварительная, защитная, и связанных с ними эмоциональных состояний.
Экспериментальные модели эмоциональных реакций и их нарушений

Значительные эмоциональные нарушения наблюдаются при повреждении гипоталамуса, что обусловливает у самцов и самок потерю половой активности, нарушение пищеварительной реакции в поведении. Кошки после повреждения переднего поля гипоталамуса превращаются в диких животных, предрасположенных к реакциям агрессии. При повреждении обоих боковых полей гипоталамуса эмоциональные реакции слабеют, животные становятся вялыми.

У человека с опухолями гипоталамуса выделяют две группы эмоциональных расстройств. Первая группа — расстройства, связанные с повреждением заднего ядра, которые проявляются вялостью, снижением инициативы, потерей интереса ко всему окружающему; вторая группа — расстройства, которые вызваны повреждением переднего поля гипоталамуса и сопровождаются возбуждением, эйфорией, сексуальной расторможенностью.

Различные эмоциональные расстройства возникают в результате повреждения лимбической системы. Двустороннее удаление височных долей, в том числе гиппокампа и миндалевидного тела, приводит к характерным изменениям в поведении животных (синдром Клювера—Бюси). В частности у обезьян наблюдаются выраженная гиперфагия, гиперсексуальность и существенные изменения в поведении, связанные с отсутствием реакций агрессии и страха. Разрушение миндалевидного тела приводит к изменениям внутригрупповых отношений у обезьян. Самцы, которые раньше властвовали в группе, переходят в подчиненное положение. Существуют также многочисленные данные о превращении диких животных в ручных вследствие разрушения миндалевидного тела. Электрическое раздражение этого образования и гиппокампа, наоборот, обусловливает злобность животных.

Разрушение центрально-медиальных ядер миндалевидного тела сопровождается расстройством регуляции пищеварительных поведенческих реакций — животное полностью перестает употреблять корм. Раздражение различных отделов гиппокампа приводит как к усилению, так и ослаблению пищеварительных реакций.

У крыс повреждение участка, который соответствует поясной извилине, обусловливает нарушение поведения, связанного с материнством, — самки перестают ухаживать за новорожденными и не оберегают их от опасности.

При патологии лимбической системы нарушаются и другие функции нервной системы. В норме эмоциональные механизмы принимают участие в концентрации внимания, способствуют тому, что мышление сосредоточивается на решении задач до тех пор, пока не будет достигнуто удовлетворение потребностей. Поражение поясной извилины и нарушение ее связи с корой лобной доли головного мозга вызывают у животных нарушения внимания. Кроме того, затрудняются процессы обучения, что свидетельствует о расстройстве механизмов памяти. Грубые нарушения памяти на текущие события у людей возникают после двустороннего удаления гиппокампа и миндалевидного тела.

Важную роль в формировании эмоциональных реакций играет кора лобных долей головного мозга. Об этом свидетельствуют результаты наблюдений за людьми, которым по определенным показаниям перерезали белое вещество мозга в области лобных долей (лейкотомия). У таких пациентов чувства теряют свежесть, силу и остроту. Они становятся беззаботными, всем удовлетворенными, ни к чему не стремятся, не ощущают угрызений совести, не испытывают чувства страха, печали, не могут проявлять сочувствие, симпатию или антипатию, ощущать ненависть, утрачивают творческие способности. Исчезают высшие эмоции и всем поведением больных руководит принцип “удовольствие—неудовольствие”.

Нервные и соматические нарушения при эмоциональном стрессе. Неврозы. Эмоции всегда сопровождаются вегетативными, эндокринными и двигательными реакциями. Данный факт объясняется тем, что любое эмоциональное возбуждение связано прежде всего с гипоталамусом. Как известно, гипоталамус — это, во-первых, высший автономный центр, который организовывает все автономные компоненты эмоций (изменение артериального давления, частоты сердечных сокращений, функций органов пищеварения и т. д.), во-вторых — он самостоятельно и через гипофиз управляет многими эндокринными железами, что и обусловливает возникновение эндокринного компонента эмоций (выброс кортикотропина, соматотропина, половых гормонов, кортикостероидов и др.). Сущность этих реакций заключается в том, чтобы подготовить организм к будущей мышечной работе, связанной с добычей корма, бегством от врага и т. д.

В норме все эмоциональные реакции имеют определенную степень проявления, адекватную жизненной ситуации, в которой находится организм. Процессы возбуждения в эмоциональных центрах характеризуются определенной силой и продолжительностью. Они контролируются и своевременно угнетаются соответствующими тормозящими структурами. Если по каким-либо причинам наступает чрезмерное возбуждение эмоциональных центров, получившее название эмоционального стресса, может возникнуть стойкое нарушение функций ЦНС, которое клинически проявляется неврозом.

Экспериментальные способы воспроизведения эмоционального стресса и невроза были разработаны в лаборатории И.П. Павлова. Их сущность заключается в том, чтобы создать тяжелые условия для деятельности головного мозга, при которых происходит перенапряжение процессов торможения и возбуждения в нервных центрах. Перенапряжение процесса возбуждения достигается путем использования мощных раздражителей (световых, звуковых, болевых и др.), одновременного применения большого количества сильных раздражителей, длительного влияния этих раздражителей, использования необычных раздражителей.

Резкое усиление процессов возбуждения наблюдается и при моделировании невроза отчаяния, например, когда животные в процессе эксперимента лишены возможности избежать повторных ударов электрического тока.

Перенапряжения тормозящего процесса можно достичь путем выработки очень тонких и сложных условно-рефлекторных дифференцировок, применения большого количества дифференцирований в одном стереотипе. Сюда следует отнести и модель невроза ожидания, когда животные подвергается болевым влияниям (например, ударам тока) через различные интервалы времени.

Классический прием воспроизведения невроза у животных — частое и неожиданное изменение возбуждения эмоциональных центров, одним из вариантов которого является внезапная подача электрического тока в кормушку в момент подкрепления пищеварительного рефлекса. Если многократно повторять такую ситуацию, то истощаются тормозящие процессы, которые выключают работу пищеварительного центра в момент действия болевого раздражителя. Это обусловливает стойкое неуправляемое возбуждение оборонительного центра и нарушение функций ЦНС.

У животных можно спровоцировать невроз посредством одновременного влияния нескольких факторов, которые часто случаются и в жизни человека: 1) большой объем информации, которая подлежит обработке, усвоению и требует принятия решения; 2) дефицит времени, отведенного на такую работу мозга; 3) высокий уровень мотивации в достижении положительного результата.

Очень часто причиной развития эмоционального стресса является ситуация, при которой человек или животные под влиянием различных ограничительных факторов не могут удовлетворить свои главные биологические и социальные потребности. Например, выраженный эмоциональный стресс можно воссоздать, стимулируя эмоциогенные центры в условиях иммобилизации, ограничения времени на удовлетворение потребностей и т. д. В подобных ситуациях, особенно продолжительных или часто повторяющихся, нарастает эмоциональное напряжение, которое вследствие недостаточности процессов торможения может перейти в стойкое возбуждение определенных нервных центров.

Большинство патогенных факторов, которые влияют на нервную систему и способны вызывать невроз, повреждают прежде всего функции структур, отвечающих за процессы торможения. Поэтому голодание, интоксикация, инфекция, гипоксия, ионизирующее излучение, травма головного мозга, эндокринные расстройства способствуют развитию невроза.

Невроз проявляется различными соматическими расстройствами. Функционирование неуправляемого очага в ЦНС через автономную нервную и гипоталамо-гипофизарную системы обусловливает нарушение деятельности внутренних органов и желез внутренней секреции, возникновение стойкой артериальной гипертензии, ИБС, язвенного поражения пищеварительного канала, сахарного диабета, тиреотоксикоза, нарушение менструального цикла и др.

Эмоциональный стресс может привести к нарушениям функций ЦНС, характер которых зависит от типа нервной системы, способа воспроизведения эмоционального стресса, функций эндокринных органов и других факторов. Исследования показали, что такие нарушения у экспериментальных животных протекают с преобладанием либо процессов возбуждения, либо процессов торможения. В первом случае характерны двигательное возбуждение, агрессивное поведение, потеря прежде выработанных дифференцировок и способности вырабатывать новые. Эти расстройства наблюдаются большей частью у животных с сильным типом нервной системы.

У животных со слабым типом нервной системы очень быстро истощаются процессы возбуждения и развивается торможение. Животные становятся вялыми, малоподвижными. У них угасают условные рефлексы, а в некоторых случаях исчезают безусловные — животные не принимают корм и т. д. У человека при неврозе нарушается эмоциональная сфера. Наблюдаются эмоциональная неустойчивость, быстрая смена настроения, иногда — длительные периоды угнетенного состояния. Могут возникать и необычные, неадекватные эмоциональные состояния (немотивированные страхи, плаксивость). Часто нарушаются память, сон, концентрация внимания, способность к принятию необходимого решения. Могут наблюдаться различные двигательные расстройства (заикание, гиперкинез и др.).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: