Храм Архистратига Михаила (Севастополь)

Храм Архистратига Михаила (Севастополь)

12.11.2020

Церковь св. Архистратига Михаила (Михайловский собор) — построена в 1848 году архитектором Фандервейде церковь, выдержанная в классической форме, с романской стилистикой фасада. С 1889 года — полковая церковь 50-го Белостокского полка, с 1917 — гарнизонная церковь Севастопольской крепости. Была отреставрирована в 1971 году. На фасаде церкви находятся 24 мемориальные доски с названиями частей, которые принимали участие в обороне Севастополя (1854—1855). Во время обороны города храм выполнял функции городского собора. Памятник сакральной архитектуры XIX века.

История

Собор в панораме города. Гравюра из журнала «Нива», работы Э Шмидта, примерно 1880 год.

В середине XIX века население Севастополя составляло 30 тысяч человек, поэтому два собора — Свято-Никольский и Петропавловский не справлялись с количеством верующих. Адмиралтейский собор к тому времени уже изрядно обветшал. В 1848 году капитан Севастопольского порта контр-адмирал Рогуля обратился с просьбой к Михаилу Лазареву с предложением строительства церкви вместо одной из часовен Севастопольского Адмиралтейского собора. Автором проекта, возможно, был инженер-полковник Фандервейде. Существуют утверждения о чертежах, составленных инженером штабс-капитаном Рулевым.

Во время Крымской войны церковь стала религиозным центром и оплотом города. Богослужения проводились ежедневно. Службы посещали князья Николай и Михаил Николаевич, которые пожертвовали храму золочёную лампаду чеканной работы.. 5 октября 1854 года в храме отпевали адмирала Владимира Корнилова, 7 марта 1855-го — адмирала Владимира Истомина, 1 июля — адмирала Павла Нахимова. Во время захоронения последнего большинства офицеров стояло на улице за недостатка места в церкви.

2 августа 1855 года в храм попал снаряд, церкви был нанесён большой ущерб, остатки эвакуированы в казематы Николаевской батареи. В 1857 году финансировал восстановление почетный гражданин Иван Красильников. Но реставрация коснулась только, собственно, здания, службы были невозможны из-за отсутствия иконостаса и другой церковной утвари. От времени и непогоды церковь начала разрушаться.

В 1869 году Цесаревич Великий князь Александр III повелел передать церковь из Морского ведомства в сухопутное Инженерное для восстановления. Сметная стоимость восстановления составила 14 000 рублей.

Работы велись инженером штабс-капитаном Лебедевым в начале 1870-го года. Новый иконостас был заказан в Одессе, восстановлен купол. Иконы создавал академик Иван Георгиевич Карнеев (на южной стене — князь Александр Невский «в память князя Александра Меншикова» князь Михаил Черниговский «в память князя Михаила Горчакова». На северной стене — князь Владимир и Св. Апостол Павел «в память адмирала Владимира Корнилова и адмирала Павла Нахимова»). 24 сентября церковь получила антиминс, в октябре была освящена. В 1873 году на разрушенной территории возле церкви заложили сквер. Он был обнесён железным забором с воротами. Позже на его месте основан Военно-исторический музей Черноморского флота.

С 1889 года церковь становится полковым храмом 50-го пехотного Белостокского полка. До этого службы проводились крайне редко. Полк опекал дальнейшие работы в церкви. Полковым священником в той час был Игнатий Брянцев. 15 сентября 1903 литургию посещал Великий Князь Михаил Николаевич.

Мемориальные доски соединения появились в 1905 году, к 50-й годовщине обороны города. Приказ об этом издал Великий Князь Михаил Николаевич. Одновременно в церкви проводились небольшие ремонтные работы.

При советской власти в церкви был открыт читальный зал имени французского коммуниста Андре Марти, с 1931-го года действовал Дом санитарного просвещения. В 1968 году здание стало частью музея, в 1979 году Собор объявлен памятником архитектуры. С обретением Украиной независимости храм был передан в аренду Черноморскому флоту России. 21 ноября 2002 отслужена первая Божественная литургия, которые впоследствии стали проводиться почти каждый день. В 2013 году купол собора возобновлено.

Архитектура

Собор прямоугольной формы, а его портал состоит из ниш, перекрытых арками, опирающимися на колонны с византийскими капителями. Арки обрамлены резьбой и медальонами с розетками. Церковь неоднократно перестраивалась, но сохранила первоначальный вид. Она выдержана в классическом стиле. Крышу венчал купол, разрушенный в советское время.

Современные росписи собора датируются 2014 годом. Автором и исполнителем является минский художник Антон Дайнеко. В алтарной апсиде в ранневизантийском стиле, написана Евхаристия в конхе — Оранта. Продолжается создание нового иконостаса, 11 колоколов для церкви были отлиты в Ярославле.

Расположение мемориальных досок

Дореволюционная орфография оригинала не сохранена, однако написание знаков препинания сохранено.