Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси — титул предстоятелей Киевской митрополии в составе Константинопольской православной церкви в период 1458—1596 годов, а также Киевской митрополии по возобновлении православной иерархии в Речи Посполитой — с 1620 по 1685 год.
История Киевской митрополии и титула
После принятия в 1439 году митрополитом Киевским и всея Руси Исидором унии с католической церковью в ходе проходившего в 1438—1445 годах Ферраро-Флорентийского собора, которую не приняли ни московский князь Василий II, ни русское духовенство, ни миряне, в 1448 году в Москве собор восточно-русских епископов, «по повелению государя», без согласования с Константинопольским патриархом поставил в 1448 году митрополитом Киевским и всея Руси епископа Рязанского Иону. Таким образом, одновременно стали два митрополита Киевских и всея Руси — один с кафедрой в Москве, а второй — в Киеве (фактически католический, принявший Ферраро-Флорентийскую унию).
При этом в самом Константинополе за признание Ферраро-Флорентийской унии шла борьба, активное участие в которой принимал бежавший в 1441 году из Москвы митрополит Киевский Исидор, который, будучи к тому времени одновременно кардиналом Римской церкви, а также папским легатом, провозгласил 12 декабря 1452 года в соборе Святой Софии в присутствии византийского императора унию с католической церковью.
В октябре 1458 года состоялось официальное отречение Исидора от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика, такого же сторонника Флорентийской унии Григория Болгарина (по одним сведениям, под давлением римского папы Каликста III, возможно, по преклонной старости Исидора, а также в связи с принятием им 20 апреля титулярного сана латинского патриарха Константинопольского). В том же 1458 году, уже 21 июля, в нарушение церковных канонов, Григория Болгарина посвятил в сан митрополита Киевского, Литовского и всей нижней России (митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси) уже низложенный, изгнанный к тому времени из Константинополя и проживавший в Риме бывший патриарх-униат Григорий III Мамма. Однако, новопоставленный митрополит Григорий не успел получить из рук папы Каликста III ставленной грамоты, так как последний весьма вскоре 6 августа скончался, и грамоту Григорию 11 сентября 1458 года давал уже новый папа — Пий II.
Позднее Пий II послал митрополита Григория к польскому королю Казимиру IV Ягеллончику с просьбой содействовать передаче Григорию из рук пребывавшего в Москве митрополита Ионы Киевской кафедры (а самое главное, девяти западнорусских епархий, находившихся под властью Литвы и Польши, — Смоленской, Черниговской, Туровской, Владимирской, Луцкой, Галицкой Перемышльской и Холмской). В Москве Григория-униата не признали, но ряд православных епископов в Польше и Литве были вынуждены ему подчиниться.
По одним сведениям, Григорий Болгарин впоследствии под влиянием паствы, не желавшей находиться под властью католической церкви, возвратился в православие, его митрополия вошла в юрисдикцию православного патриарха Константинопольского. В 1469 году Дионисий I Мудрый дал свое благословение, утвердив назначение Григория, и последний в 1470 году вышел из унии. По другим сведениям, недовольство православной паствы в Литве и Польше, в том числе, православной партии в среде польско-литовской шляхты, а также среди православных епископов привело к тому, что Григорий не осмелился даже появиться в Киеве, жил при дворе Великого князя литовского Казимира Ягеллончика (который одновременно был и польским королём) и умер в Новогродке Литовском в 1472 (1473) году.
По смерти митрополита Григория Казимир IV, очевидно, под давлением Польши и Рима в течение двух лет не утверждал новых кандидатов на пост предстоятеля Киевской митрополии, но в 1475 году его выбор состоялся, и митрополитом Киевским стал Мисаил, епископ Смоленский.
В 1596 году епископат Киевской (западнорусской) митрополии принял унию с Римской церковью, сохранив богослужение византийской литургической традиции на церковнославянском языке. После чего последовала иерархия грекокатолической Киевской митрополии (Русской униатской церкви) с сохранением титула Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (см. Список предстоятелей Русской униатской церкви) и безыерархическое существование православной экклесии на западнорусских землях (на территориях, неподконтрольных Русскому царству) до восстановления православной Киевской митрополии в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул Митрополита Киевского и всея Руси.