Сутартинес

Сутартинес

12.11.2020

Сутартинес (лит. sutartine, от sutarti — ладить, быть в согласии; множественное число — сутартинес) — вид старинных народных литовских многоголосных песен, преимущественно женских трудовых. Исполнялись во время работы, а также на свадьбах; иногда сопровождали танцы.

В 2010 году сутартинес вошёл в список наследия нематериальной культуры ЮНЕСКО.

Древнейшие сутартинес были по характеру эпическими, поздние — более лирическими. Исполнение сутартинес прослеживалось только в восточной и северо-восточной областях Литвы. От древне-литовских народных песнях сутартинес отличаются своеобразным многоголосым складом, особенностями музыкальной структуры, а также мелодикой и ритмикой. Живая традиция до середины XX века сохранялась в Аукштайтии (северо-восточная Литва).

Виды

По типу многоголосия различают следующие виды сутартинес:

  • монодийный тип (одинаковые мелодии в разных голосах, с разным текстом);
  • гетерофонный тип (сочетание вариантов одной мелодии);
  • контрастный тип (контрапункт разных мелодий);
  • канонический тип [2- или (чаще) 3-голосный бесконечный канон].

В другом виде сутартинес соединяются две и более самостоятельные мелодические линии, образуя свободную полифоническую ткань. Они исполняются обычно двумя или четырьмя певцами (так называемые двийинес и кетуринес — двойные и четверные), причём кетуринес поётся попарно, так что в каждом следующем куплете с новым текстом звучит и новая мелодия. Реже встречаются сутартинес, в которых голоса вступают не одновременно, а поочерёдно с разными мелодиями и текстами.

Виды сутартинес определяются по способу исполнения:

  • двяинес (вдвоём),
  • тряинес (втроём),
  • кятуринес (вчетвером).

Исполнение

Ритмически чёткие, простые мелодии состоят, как правило, из запева и припева. Особенностями являются почти сплошные параллельные секунды, синкопированный ритм, терцовые ходы, отсутствие развитой ладовой системы. Одна из главных особенностей сутартинес — обилие параллельных секунд. Это в большей степени относится к песням, распространённым на северо-востоке Литвы. Иногда попевки подвергаются варьированию покуплетному принципу. Стиль сутартинес характерен и для инструментальной литовской народной музыки. Такого рода пьесы исполняются на скудучяй, трубы тримитай, дайдитес, их ансамблями, а также на пятиструнных канклес.

Сутартинес использовали в своих сочинениях многие литовские композиторы: Стасис Вайнюнас («Рапсодия на литовские темы» для скрипки с оркестром, концерт № 2 для фортепиано с оркестром), Балис Дварионас (скрипичный концерт), Юозас Груодис («Симфонические вариации»), Юлюс Юзелюнас (симфония № 2, балет «На берегу моря»), Антанас Рачюнас (симфония № 2) и другие.