Williams FW14

Williams FW14

12.11.2020

Williams FW14 — гоночный автомобиль команды Canon Williams Team, участвовавший в Чемпионате мира Формулы-1 сезона 1991 года. Модифицированная версия, получившая индекс FW14B, принимала участие в сезоне 1992 года.

История

FW14

К сезону 1991 года перешедший в Williams из Leyton House Эдриан Ньюи и главный конструктор Патрик Хэд разработали совершенно новый автомобиль FW14, в отличие от своих прямых конкурентов, McLaren и Ferrari (последние подготовили модифицированные версии предыдущих моделей). В Williams приняли решение использовать в конструкции приподнятую носовую часть, но переднее крыло осталось прямым, с небольшим изгибом в месте его крепления. На максимальной скорости автомобиль генерировал прижимную силу в 1,7 тонн, половина которой приходилась на переднее и заднее антикрыло, а оставшаяся часть производилась за счёт диффузора в задней части днища. Максимально зарегистрированное поперечное ускорение — 4g. За рулём FW14 в 1991 году Найджел Мэнселл выиграл пять гонок, а его напарник, Риккардо Патрезе, еще две.

Несмотря на 7 побед в сезоне, команда уступила McLaren первое место в Кубке конструкторов, а Мэнселл — чемпионский титул Айртону Сенне. FW14 стала самой быстрой машиной в пелотоне лишь в середине сезона, на старте и были потеряны очки, которых не хватило для борьбы за титулы в 1991 году.

FW14B

На следующий год появилась модернизированная версия FW14B. Williams FW14B имела эффективную аэродинамику: по бокам переднего крыла FW14B применялись удлинённые дефлекторы; направляя воздушный поток мимо передних колёс, они уменьшали тем самым сопротивление при движении на высоких скоростях. Передняя часть машины была приподнята, за счёт этого в область днища поступало больше воздуха и производилась дополнительная прижимная сила. В 1992 году в Williams использовали полуавтоматические коробки передач. Применение в конструкции FW14B коробок передач такого типа косвенно способствовало улучшению аэродинамики монокока: благодаря расположению переключателей на рулевом колесе освободилось место традиционно располагавшегося на полу рычага переключения передач.

Williams стала единственной командой чемпионата, использовавшей во всех Гран-при сезона управляемую с помощью электроники активную подвеску, устройство, обеспечивавшее постоянство расстояния между полотном гоночной трассы и днищем автомобиля. Конкуренты не смогли успешно реализовать такое техническое решение, Ferrari использовала активную подвеску только на двух завершающих сезон Гран-при, а в McLaren — только во время тренировок, предваряющих Гран-при Италии. Кроме того, Williams оснастила FW14 электронной антипробуксовочной системой, позволявшей более эффективно стартовать и ускоряться на выходе из медленных поворотов.

До середины сезона на FW14B устанавливали двигатель Renault RS3B V10, после Гран-при Венгрии в Williams стали использовать модернизированную версию, Renault RS4. Десятицилиндровый двигатель Renault RS4 имел уменьшенный с 72° до 67° угол развала и, по сравнению предыдущей версией мотора, раскручивался на 1000 об/мин больше.

Благодаря всем технологиям болид имел подавляющее преимущество над соперниками. В квалификации Мэнселл и Патрезе выигрывали по 2-3, а иногда и по 5 секунд на круге. FW14B считается одним из самых технологически продвинутых автомобилей в истории Формулы-1. Он позволил Мэнселлу стать Чемпионом мира, а команде завоевать Кубок конструкторов с огромным преимуществом.

Результаты в гонках