Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Цибульский, Збигнев

Збигнев Губерт Цибульский (польск. Zbigniew Hubert Cybulski, 3 ноября 1927, дер. Княже, Снятынский повят, Станиславовское воеводство — 8 января 1967, Вроцлав) — польский актёр театра и кино, легенда своего поколения.

Биография

Збигнев Цыбульский родился в деревне Княже в Покутье (современная Ивано-Франковская область Украины) в 1927 году. После 1945 года Польша потеряла эти территории, а от поместья, принадлежавшего семье Цыбульских, сегодня не осталось и следа.

Во время войны Цыбульский находился в Варшаве вместе с младшим братом. Родители будущего актера были депортированы коммунистами в начале войны. В 1946 году они, проделав путь через Ближний Восток и Западную Европу, вернулись — уже на территории, отошедшие к Польше после войны.

В 1953 закончил Государственную высшую театральную школу в Кракове. Играл в Академическом театре в Кракове, затем — у Леона Шиллера в Театре Выбреже в Гданьске, где подружился с актёром Богумилом Кобелей. В начале 60-х переехал в Варшаву. Выступал в театре, снимался в лучших фильмах у крупнейших польских режиссёров той эпохи (Анджея Вайды, Анджея Мунка, Ежи Кавалеровича, Войцеха Хаса, Тадеуша Конвицкого и др.).

8 января 1967 года, возвращаясь со съёмок, на платформе номер три железнодорожной станции Вроцлав-Главный Цибульский попытался запрыгнуть на движущийся поезд (как он это часто делал), в котором уезжала Марлен Дитрих, бывшая на гастролях во Вроцлаве, поскользнулся и попал под поезд, через час скончался в больнице.

По словам друзей, ему часто случалось так рисковать, но в этот раз он не рассчитал движение и его нога застряла между поездом и перроном. В нескольких фильмах герой Цыбульского именно так выпрыгивает из поезда (как в «Сальто») или вскакивает в него на ходу (как в «Поезде»).

Похоронен в центре Катовице, на католическом кладбище на улице Генрика Сенкевича.

8 января 1997 года на месте гибели Цибульского была установлена памятная табличка.

Был дальним родственником Войцеха Ярузельского по матери (в девичестве Ярузельской).

Фильмография

  • 1954 — Kariera («Карьера», реж. Ян Коэхер, сценарист Тадеуш Конвицкий)
  • 1954 — Pokolenie («Поколение», дебют реж. Анджея Вайды)
  • 1955 — Trzy starty («Три старта», «велосипедная» новелла, реж. Станислав Ленартович)
  • 1956 — Koniec nocy («Конец ночи», реж. Юлиан Дзедзина, Павел Коморовский, Валентина Ушицкая)
  • 1956 — Tajemnica dzikiego szybu («Загадка старой штольни», реж. Вадим Берестовский)
  • 1957 — Wraki («Обломки корабля», реж. Эва Петельская и Чеслав Петельский)
  • 1958 — Krzyż Walecznych («Крест храбрых», реж. Казимеж Куц)
  • 1958 — Ósmy dzień tygodnia («Восьмой день недели», реж. Александр Форд)
  • 1958 — Popiół i diament («Пепел и алмаз», реж. Анджей Вайда; номинация на премию BAFTA лучшему зарубежному актёру)
  • 1959 — Pociąg («Поезд», в советском прокате — «Загадочный пассажир», реж. Ежи Кавалерович)
  • 1960 — Do widzenia, do jutra («До свидания, до завтра», реж. Януш Моргенштерн) — также соавтор сценария
  • 1960 — Niewinni czarodzieje («Невинные чародеи», реж. Анджей Вайда)
  • 1961 — Rozstanie («Расставание», реж. Войцех Хас)
  • 1961 — Le thé à la menthe («Чай с ментолом», Франция, реж. Пер Кафян)
  • 1962 — Spóźnieni przechodnie («Запоздавшие прохожие», новелла «Учительница», реж. Ян Рыбковский)
  • 1962 — Jak być kochaną («Как быть любимой», реж. Войцех Хас)
  • 1962 — La Poupée («Кукла», Франция / Италия, реж. Жак Барате)
  • 1962 — L’amour à vingt ans («Любовь в двадцать лет», польская новелла в международном фильме, реж. Анджей Вайда)
  • 1963 — Ich dzień powszedni («Их будний день», реж. Александр Сцибор-Рыльский)
  • 1963 — Milczenie («Молчание», реж. Казимеж Куц)
  • 1963 — Rozwodów nie będzie («Разводов не будет», реж. Ежи Стефан Ставиньский)
  • 1963 — Zbrodniarz i panna («Девушка из банка», реж. Януш Насфетер)
  • 1964 — Att alska («Любить», Швеция, реж. Йорн Доннер)
  • 1964 — Giuseppe w Warszawie (в отечественном прокате «Итальянец в Варшаве», реж. Станислав Ленартович)
  • 1964 — Pingwin («Влюбленный «Пингвин»», реж. Ежи Стефан Ставиньский)
  • 1965 — Rękopis znaleziony w Saragossie («Рукопись, найденная в Сарагосе», реж. Войцех Хас)
  • 1965 — Jutro Meksyk («Завтра Мексика», реж. Александр Сцибор-Рыльский)
  • 1965 — Salto («Сальто», реж. Тадеуш Конвицкий)
  • 1965 — Sam pośród miasta («Один в городе», реж. Халина Белиньская)
  • 1966 — Cała naprzód («Полный вперед!», реж. Станислав Ленартович)
  • 1966 — Iluzja («Иллюзия», реж. Константы Чичишвили)
  • 1966 — Mistrz («Мастер», реж. Ежи Антчак)
  • 1966 — Przedświąteczny wieczór («Предпраздничный вечер», реж. Елена Амираджиби и Ежи Стефан Ставиньский)
  • 1966 — Szyfry («Шифры», реж. Войцех Хас)
  • 1967 — Jowita («Йовита», реж. Януш Моргенштерн, дебют в кино Ольгерда Лукашевича)
  • 1967 — Morderca zostawia ślad («Убийца оставляет след», реж. Александр Сцибор-Рыльский)

Признание

В 1996 году признан зрителями лучшим польским актёром всех времён. На материале его биографии (и глубочайшей ностальгии режиссёра по нему) снят фильм А. Вайды «Всё на продажу» (1968), несколько документальных лент.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: