Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Албанская православная церковь

Албанская православная церковь (официально Православная автокефальная церковь Албании, алб. Kisha Ortodokse Autoqefale e Shqipërisë) — автокефальная поместная православная церковь на территории Албании, имеющая 13-е место в диптихе Константинопольского патриархата. Иерархия Албанской православной церкви была воссоздана Константинопольским патриархатом в начале 1990-х после полного уничтожения церковной организации в стране властями коммунистической Албании в конце 1960-х годов.

Основная часть членов проживает в южных районах страны (в центре и на севере страны преобладает ислам).

История

Первые христианские общины на территории современной Албании известны с III века; первая епископская кафедра учреждена в X веке. Вскоре образовалась митрополия, находившаяся в юрисдикции Охридской архиепископии, а с 1767 года — в юрисдикции Константинопольского патриархата.

В XIX веке ислам стал религией большинства албанцев; большинство же православного населения в условиях, когда богослужение и образование были на греческом языке, отождествляло себя с эллинизмом. Албанская православная церковь была основана албанскими эмигрантами, среди которых роль инициатора играл Фан Ноли.

В 1912 году Албания обрела независимость от Османской империи, что подогревало желание добиться и церковной независимости. 10-12 сентября 1922 года в Берате по инициативе Фан Ноли прошёл Церковно-народный собор, провозгласивший автокефалию Албанской церкви, которая была почти сразу признана албанским правительством, но отвергнута Константинопольским патриархатом. В 1926 году православной церкви в Албании была дарована автономия. Назначения епископов на Дурресскую, Гирокастринскую и Тиранскую митрополии должны были производить Константинопольский патриарх и его Синод по предложению Албанской православной комиссии, назначаемой албанским правительством.

Вместе с тем, многие албанские церковные деятели не считали дело завершённым и стремились к достижению полной самостоятельности. В феврале 1929 года епископ Виссарион (Джувани) вместе с находившимся в Албании сербским епископом Виктором (Михаиловичем) без каких бы то ни было предварительных переговоров с Константинополем, хиротонисали ещё 3 епископов-албанцев. 4 епископа составили Священный Синод Албанской православной церкви, который избрал епископа Виссариона своим председателем и Архиепископом всей Албании. Вслед за утверждением Священного Синода королём Зогу Синод провозгласил Албанскую православную церковь автокефальной, а её предстоятель письменно уведомил о происшедшем другие православные церкви. Греческие архиереи, представители Константинопольского Патриарха, были высланы из Албании. В 1934 году в Албанской православной церкви насчитывалось 4 епархии, 438 общин, 27 монастырей и 200 тысяч верующих.

Непризнание поместными православными церквями самопровозглашённой автокефалии, усиленная католическая пропаганда и недоброжелательное отношение к православию правительства Зогу поставили Албанскую церковь в трудные условия. Архиепископ Виссарион в проповедях объявил церковь гонимой и 24 января 1935 года направил королю Зогу телеграмму, в которой охарактеризовал состояние и положение Албанской православной церкви. Архиепископ писал об отрицательных последствиях для страны и православия притеснений Церкви, становящихся систематическими, и препятствий, чинимых ей в собирании пожертвований.

12 апреля 1937 года синодальным томосом была признана автокефалия Православной церкви в Албании.

В январе 1946 году была провозглашена Народная Республика Албания во главе с генеральным секретарём коммунистической партии Албании Энвером Ходжей. К тому времени, с организационной точки зрения, Албанская церковь находилась в состоянии полной анархии. Епископы Ириней (Бануши) и Виссарион (Джувани) были арестованы новой властью. Ещё двое епископов, Евлогий (Курилас) и Пантелеимон (Котокос), бежали в Грецию ещё в 1941 году. В январе 1946 года скончался епископ Агафангел (Чамче). На своей кафедре остался лишь архиепископ Христофор (Киси).

В 1948 году власти не препятствовали обмену визитами между Русской и Албанской православной церквями. В 1950 году в связи с ухудшением советско-югославских отношений в Албанию из Югославии были высланы священники Димитрий Томачинский и Григорий Крыжановский, а также русская женская Благовещенская монашеская община. Вскоре начались политические репрессии, преследования верующих.

В 1967 году Энвер Ходжа начал кампанию по уничтожению религии в Албании. Церковные здания объявлялись народной собственностью, сотни храмов и множество монастырей были разрушены, оставшиеся превращены в склады, кинотеатры, клубы, тюрьмы. Священнослужителей арестовывали и отправляли на принудительные работы, понуждали осквернять святыни, а в случае отказа расстреливали на месте. Родителей, крестивших своих детей, отправляли в концентрационные лагеря. За прилюдное совершение крестного знамения приговаривали к тюремному заключению. Запрещалось давать христианские и мусульманские имена детям. В ноябре 1969 года Албания была официально провозглашена первой в мире атеистической страной. В конце 1970-х годов было объявлено об окончательном искоренении всех религиозных предрассудков.

Со смертью Энвера Ходжи в 1985 году усилилось общественное противостояние коммунистическому режиму.

В январе 1991 года Вселенский патриарх Димитрий назначил митрополита Элладской церкви Анастасия (Яннулатоса) Патриаршим экзархом в Албании. Когда митрополит Анастасий прибыл в страну, из священников выжило лишь 15, все они были старыми и больными. Весной 1991 года пал коммунистический режим, в Албании установилась многопартийная система. Началось восстановление Православной церкви и всей религиозной жизни в стране. В том году около трёх тысяч православных собрались на пасхальное богослужение в единственном действующем в Тиране православном храме. Началось рукоположение священников и восстановление церковной жизни.

7 февраля 1992 года митрополит Анастасий открыл духовную семинарию.

24 июня 1992 года митрополит Анастасий был избран архиепископом Тираны и всей Албании. Первые годы его служения в Албании были нелёгкими: власти долгое время не признавали владыку, а экстремисты на него покушались, обстреляв его резиденцию.

В 1996 году для замещения трёх вдовствующих епархий были избраны и рукоположены три клирика-грека: Игнатий (Триантис) на Бератскую кафедру, Христодул (Мустакис) на Корчинскую кафедру и Александр (Калпакидис) на Гирокастрскую кафедру. Они и архиепископ Анастасий должны были войти в состав возрождённого Священного Синода, однако полностью греческий состав Синода вызвал протест как со стороны албанских верующих, так и со стороны властей. В 1998 году удалось договориться о том, что Синод будет состоять из двух греков и двух албанцев: власти признали митрополита Бератского, Влёрского и Канинского Игнатия, его интронизация состоялась 18 июля 1998 года в церкви Святого Спиридона в Берате, два других иерараха были почислены на покой и уехали в Грецию.

Церковь в Тепелене (2006)

18 июля 1998 года архимандрит Иоанн (Пелуши), профессор и декан духовной академии Воскресения Христова в Дурресе был избран митрополитом Корчинским (хиротония состоялась 20 июля, интронизация — 25 июля), а священник Косма Кирьо — викарным епископом Аполлонийским. Он был представителем старшего поколения албанского духовенства, даже в самые жестокие годы религиозных гонений тайно крестил и совершал Божественную литургию (его хитротония состоялась 23 июля). Протопресвитер Яни Требицка был назначен генеральным секретарём Священного Синода. 11 августа 2000 года епископ Косма скончался.

Президент Албании в 2002—2007 годах Альфред Мойсю по вероисповеданию был православным.

3-4 ноября 2006 года, в монастыре святого Власия в Дурресе, состоялся собор духовенства и мирян Албанской Православной церкви, на котором присутствовало 257 делегатов. Он рассмотрел постатейно и единогласно признал новый церковный устав. 6 ноября Священный синод утвердил новый Устав Православной Автокефальной церкви Албании.

11 ноября 2006 года Священный синод Албанской церкви избрал архимандрита Димитрия (Дикбасаниса) епископом Гирокастринским (хиротония состоялась 16 ноября, настолование — 26 ноября), архимандрита Николая (Гику) — викарным епископом Аполонийским (хиротонисан 19 ноября), архимандрита Антония (Мердани) — викарным епископом Круйскогим (хиротонисан 21 ноября). Они принадлежали к новому поколению священнослужителей, получивших образование в Духовной академии Воскресения Христова Святого Влаша в Дурресе.

По предложению совета духовенства и мирян, как это определено в новом Уставе Албанской церкви, 19 января 2012 года, на своём заседании, Священный Синод избрал двух новых епископов: архимандрита Нафанаила (Стергиу) (хиротонисан 21 января) викарным епископом Амантийским и архимандрита Астия (Бакаллбаши) епископом Бюлисским (хиротонисан 22 января). Несмотря на их статус викарных епископов, они становились полноправными членами Священного Синода. Епископу Нафанаилу поручен надзор за монастырской недвижимостью, епископу Астию — апостольское служение.

1 июня 2014 года в Тиране состоялось Великое освящение Воскресенского кафедрального собора.

7 апреля 2016 года были образованы две новые митрополии: Аполлонийская и Фиерская митрополия, выделенная из Бератской митрополии, и Эльбасанская митрополия, выделенная из Тиранской митрополии.

Современное состояние

В богослужении АПЦ используются албанский, греческий и арумынский (влахский) языки.

Единственными действующими монастырями являются Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Арденице и Скит святых Жён Мироносиц при монастыре святого Власия Севастийского.

Число членов Албанской православной церкви по состоянию на 2018 год оценивается в 700 тыс. человек.

Епархии
  • Тирано-Дурресская архиепископия
Кафедра: г. Тирана Правящий архиерей: архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос) Виллийское викариатство Астий (Бакалбаши)
  • Аполлонийская и Фиерская митрополия
Кафедра: г. Фиери Правящий архиерей: Николай (Гика)
  • Бератская, Влёрская и Канинская митрополия
Кафедра: г. Берат Правящий архиерей: Игнатий (Триантис)
  • Гирокастринская митрополия
Кафедра: г. Гирокастра Правящий архиерей: Димитрий (Дикбасанис)
  • Корчинская митрополия
Кафедра: г. Корча Правящий архиерей: Иоанн (Пелюши)
  • Эльбасанская митрополия
Кафедра: г. Эльбасан Правящий архиерей: Антоний (Мердани)

Первоиерархи

  • Феофан (Ноли) (21 ноября 1923 — начало 1925).
  • Виссарион (Джувани) (3 мая 1925 — 27 мая 1936).
  • Христофор (Киси) (12 апреля 1937 — 25 августа 1949).
  • Паисий (Водица) (25 августа 1949 — 4 марта 1966).
  • Дамиан (Коконеши) (7 марта 1966 — 18 октября 1973).
  • Анастасий (Яннулатос) (с 2 августа 1992 года).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: