Яндекс.Лавка

Яндекс.Лавка

14.12.2020

Яндекс.Лавка — российский сервис заказа продуктов и хозяйственных товаров на дом с локальных складов через мобильное приложение или веб-сайт. Часть фудтех-направления «Яндекс.Такси». По состоянию на июль 2020 года «Яндекс.Лавка» работает в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Нижнем Новгороде.

Принцип работы

Основная специфика работы — это система складов, разбросанных по всей территории обслуживания. Ассортимент «Яндекс. Лавки» составляют пользующиеся основным спросом продукты питания, товары первой необходимости, готовая еда и наборы продуктов с рецептами. Ценовая политика сопоставима с обычными магазинами. На некоторых точках есть микро-кухни для приготовления горячей еды.

Заказ осуществляется при помощи приложения «Яндекс.Лавка». Возможность покупки есть также на сайтах и в приложениях «Яндекс», «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Еда» (iOS или Android). Заявленное время доставки: от 10 до 15 минут при доставке курьером, до 30 минут — такси, на пригородные участки, включая дачи, — до 60 минут после заказа. Минимальной суммы заказа обычно нет, она появляется только в случаях полной занятости курьеров или доставке на такси в отдалённые районы.

Доставка бесплатная. В Москве и Санкт-Петербурге осуществляется круглосуточно, в ночное время этим занимается такси. Нижегородцы могут заказывать с 7 утра до полуночи. В часы повышенного спроса и в удаленные районы доставка изначально была платной, но на время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в России компания полностью отменила платную доставку.

История

«Яндекс» начал разработку собственного сервиса экспресс-доставки в марте 2019 года. Основатель «Яндекса» Аркадий Волож уже инвестировал в подобный сервис, запустившийся в 2015 году турецкий Getir.

Проект «Яндекс.Лавка» возглавил русский журналист, бывший главный редактор журнала «Афиша» и издатель интернет-проекта «Meduza» Илья Красильщик. Работа в тестовом режиме велась с 30 апреля в московском районе Хамовники, а полноценный запуск проекта состоялся 10 июня того же года.

Следующим шагом было открытие новых точек: за первые пять месяцев в Москве было открыто 34 склада, с февраля 2020 года «Яндекс.Лавка» появилась в Санкт-Петербурге, с июля 2020 года — в Нижнем Новгороде. По состоянию на 15 июля 2020 года открыто 180 «Лавок».

До 2020 года сервис работал как дополнение к другим приложениям — Яндекс, Яндекс.Еда и Яндекс.Такси. В 2020 году было созано новое приложение, которое распространяется через App Store и Google Play.

Сотрудничество

Cервис «Яндекс.Шеф», специализирующийся на рассылке наборов продуктов с рецептами (так называемых meal kits), в декабре 2019 года вместо собственной подписки начал распространять свои наборы с помощью «Яндекс.Лавки». Такие наборы включают в себя свежие продукты с рецептами для самостоятельного приготовления. В рамках сотрудничества «Яндекс.Лавки» и «Яндекс.Шефа» было запущено производство готовой еды. Партнёрами в этом сегменте также являются «Азбука вкуса», «Братья Караваевы» и «Хлеб насущный».

Первоначально «Яндекс.Лавка» развивалась внутри сервиса «Яндекс.Еда», затем в феврале 2020 года выделилась в отдельное направление с сохранением основных партнёрских связей.

В мае 2020 года стало известно об эксперименте с ассортиментом более доступной ценовой категории. Партнёром стал один из крупнейших ретейлеров России «Магнит».

В июле 2020 года было объявлено о создании собственного бренда «Из лавки». Для этого «Яндекс.Лавка» собирается сотрудничать с производителями и поставщиками продуктов широкого потребления, таких как молочные продукты, яйца, бутилированная вода, глазировнные сырки, бри, камамбер, сметана, кефир и молоко. .

Система складов

Особенность работы сервиса — в использовании небольших локальных складов формата «дарк стор». Это позволяет доставке занимать в общей сложности 10-15 минут. На каждый небольшой склад помещается ограниченное число товаров (около 2 000 наименований). Склады могут обслуживать всего несколько человек. Специальное приложение оптимизирует маршрут сборщика по складу, сборка заказа занимает две минуты. Компания арендует и ремонтирует помещения площадью 100—150 квадратных метров. Такие склады работают по тем же принципам, что и большие распределительные центры. В них устанавливаются стеллажи для хранения и маркированные ячейки, кладовщики работают с терминалом сбора данных (ТСД), в котором отображаются заказы и товарные остатки.

Работа персонала

Непосредственный персонал — кладовщики. Доставкой в «Яндекс.Лавке» занимаются сторонние курьерские службы. В период пандемии все заказы доставляются бесконтактным способом с использованием средств индивидуальной защиты. После экспериментов с различными видами транспорта основным средством передвижения был выбран велосипед. Он наименее травмоопасен, экологичен, бесшумен и может использоваться даже в зимний период.

Для расширения зоны покрытия со складов к доставке привлекают также таксистов, сотрудничающих с сервисом «Яндекс.Такси». Они отвозят заказы в более далёкие районы, расположенные в пределах 10 минут на автомобиле от склада.