Борецкая, Марфа

Борецкая, Марфа

14.12.2020

Марфа Борецкая (известна как Марфа-посадница, в различных источниках указывается отчество Семёновна или Ивановна) — одна из лидеров новгородской оппозиции к Ивану III. Выступала за независимость Новгорода от Москвы и сближение с Литвой. Потеряла земли и богатство в результате поражения Новгорода в московско-новгородской войне 1477—1478 годов, была увезена из Новгорода, впоследствии приняла постриг и умерла в монастыре или была казнена.

Биография

Сведения о начальном периоде жизни Марфы в сохранившихся источниках крайне скудны. Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских и что она дважды выходила замуж. Первым мужем был боярин Филипп, в браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс, которые утонули на Карельском берегу Белого моря. Вторым её мужем был новгородский посадник Исаак Борецкий. Формально Марфа Борецкая никогда не была правительницей. Бытует мнение[где?], что подобное прозвище «было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики». Однако по нормам древнерусского языка слово «посадница» означало лишь жену посадника и, в строгом понимании этого слова, прозвищем не являлось. «Посадницей» Марфа была по второму мужу — Исааку Борецкому.

Будучи вдовой богатого землевладельца и сама владевшая обширными наследственными землями по берегам Двины и Студёного моря, она постоянно увеличивала свои владения за счёт собственных «прикупов» и земель, колонизированных с её ведома или по её распоряжению представителями вотчинной администрации. К 70-м годам XV в. по размерам своих владений Марфа являлась единственной в своём роде вотчинницей, не сравнимой с другими новгородскими боярами (Есиповыми, Овиновыми и др.). Считают[кто?], что по величине собственности Марфа к концу XV в. была третьей после новгородского владыки и монастырей. Марфа Борецкая впервые появляется на политической сцене Новгорода в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского. Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

Клавдий Лебедев. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнён как политический преступник. Однако, право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III.

В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву, выносились приговоры влиятельным горожанам. Земли Марфы были конфискованы, её с внуком Василием Фёдоровичем Исаковым сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монахи под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 года — Крестовоздвиженский) монастыре, в котором она и умерла в 1503 году. По другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Бежецкой пятины Новгородской земли. В 1841 г. известный публицист П. И. Мельников-Печерский сообщил о том, что обнаружил в Нижнем Новгороде перепись прихожан церкви Иоанна Предтечи, в которых среди прочих упоминалось имя Марфы, бывшей посадницы Великого Новгорода.

В московских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью, Далилой, Иродиадой и императрицей Евдоксией. В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству. В народных новгородских преданиях Марфа Борецкая предстаёт в образе властной правительницы, карающей самодержицы. Легенда рассказывает, что, узнав о гибели сыновей от первого брака в Заонежье, Марфа приказала сжечь там ряд деревень.

Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий

Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий, основатель Соловецкого монастыря, предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество Зосима оставил при посещении Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородской республики в отношении прав монастыря на рыбную ловлю. Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода, и он предрёк: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет». Через некоторое время по приглашению архиепископа Феофила Зосима вновь посетил Новгород, и Марфа, раскаявшись, принимала его в своём доме. Она дала Соловецкому монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Согласно исследованиями В. А. Бурова, данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов

Дом Марфы-посадницы

В XIX веке в Великом Новгороде было несколько руин, которых молва отождествляла с разрушенными палатами Марфы-посадницы. Так, на углу улиц Большой Московской и Рогатицы сохранились руины кирпичного здания, которое долгое время считались палатами Марфы. Однако, как позднее установил В. Л. Янин, дом на Большой Московской был построен в конце XVI в. на участке купца Андрея Тараканова. По другой версии палаты Марфы находились не на Торговой, а на Софийской стороне.

«Могила Марфы-посадницы»

В 1815 году на погосте в деревне Млёво была обнаружена каменная плита (судя по первому знаку даты, не ранее 1492 года) с надписью: «Лета 7… положенася преставися раба Божия Марфа напа…», а под ней, по некоторым данным, кирпичный свод-склеп. Распространилась версия, связывающая эту плиту с могилой Марфы Борецкой; к ней скептически отнеслись уже Н. М. Карамзин и С. В. Максимов. Установлено, что селом Млёво владела «Марфа Васильева жена Розстригина» и эта могила может принадлежать ей. Существует также версия, согласно которой плита представляет собой неиспользованную прижизненную заготовку с недописанной датой и стандартными словами «на память» (обычно указывалось имя святого, на память которого умер погребённый).

К началу XX века вокруг «могилы Марфы-посадницы» (при участии много писавшего о ней Н. К. Рериха) сложился культ, на неё начались паломничества, появились рассказы о чудесах; сейчас она является популярным туристическим объектом.

В искусстве

  • Марфа-посадница, или Покорение Новагорода — историческая повесть Николая Карамзина.
  • Марфа-Посадница — фильм 1910 года.
  • Телесериал «София» (2016), режиссёр Алексей Андрианов. В роли Марфы Борецкой — Лидия Байрашевская.
  • Марфа Посадница — стихотворение Сергея Есенина.
  • Марфа-посадница — роман Дмитрия Балашова (1972).
  • Плач Марфы-посадницы — песня Александра Городницкого (1959).
  • Вдовий плат — повесть Бориса Акунина (2016).
  • Марфа, посадница Новгородская — историческая трагедия в стихах Михаила Погодина (1830).
  • Новгородская вольница — роман Николая Гейнце (1895).