Астраханский автобус — сеть маршрутов автобусов, обслуживающая пассажиров на территории Астрахани, открыта в 1933 году. Система формально включает 12 маршрутов, представленных на сайте ОАО «АстраханьПассажирТранс» и на картах в салонах всех автобусов. Реально же на данный момент из них действует всего пять, поскольку многие направления стали нерентабельны в силу развития сети маршрутных такси (более 70 действующих маршрутов), связывающих с центром города большее количество районов и пригородов.
История
Автобусное сообщение в Астрахани было впервые открыто осенью 1933 года для обслуживания населения, проживавшего в районах, не охваченных трамвайным сообщением, которое было введено ещё до революции. Первые годы автобусная система находилась в ведении Управления трамвая.
В 1980-1990-х годах в Астрахани имелось четыре муниципальных автопассажирских предприятия, из которых до 2018 года сохранились только два. АПАП № 3 обслуживало автобусные маршруты № 6, 8, 10, 14 и 139; на 2018 год ему принадлежат только пригородные речные перевозки теплоходами "Москва-169" и "Астраханец", а также обслуживание центрального автовокзала Астрахани; осенью того же года юридически ликвидировано. Площадка АПАП № 4 с 2017 года обслуживается ООО "Автомиг" (в 2006-2016 годах собственником АПАП № 4 было ОАО "Астраханьпассажиртранс") .
Вытеснение автобусов большой и средней вместимости маршрутными такси стало объектом критики как со стороны горожан, так и местных СМИ, регулярно освещающих в новостных сюжетах обострившиеся проблемы, как несоблюдение графика работы маршрутов, недостаточный объём пассажировместимости и нехватка выпуска подвижного состава на маршруты, отсутствие движения в вечернее время (после 20:30), недостаточно обеспеченный уровень безопасности перевозок в результате замещения маршрутными такси. Осенью 2018 года часть данных проблем начала решаться путём увеличения лизинговых закупок, а в феврале 2019 года — и получением около 50 автобусов ЛиАЗ-4292 от Мосгортранса. Также весной 2018 года на маршрутном такси № 59с проводился эксперимент с установкой эквайринговых терминалов в салоне «Газелей», в 2019 году к данной системе будут присоединены полученные от Мосгортранса автобусы.
Подвижной состав
Исторический
- ЗИС-8
- ЗИС-16
- ЗИС-155
- ПАЗ-672
- ЛАЗ-695
- Ikarus 260
- Ikarus 280
- ЛАЗ-4202
- ЛиАЗ-677
- ЛиАЗ-5256(.36, .40, .45, .53)
- Ikarus 263.10
- ПАЗ-4230
- Golden Dragon XML6720C
- Volgabus-4298
- ЛиАЗ-5393.00
Современный
- ЛиАЗ-4292
- ПАЗ-4234
- ПАЗ-320402-05
- ПАЗ-3205
- ПАЗ-32054
- МАЗ-206
- ГАЗ-322132
- ГАЗ-A65R35
- ГАЗ-A63R42
- Ford Transit
- Fiat Ducato
- Iveco Daily
- Mercedes-Benz Sprinter
- Volkswagen Crafter
- Peugeot Boxer
- Citroen Jumper
Маршруты
В 2017 году, в связи с банкротством Астраханьпассажиртранса и приходом ООО «Автомиг» на рынок городского транспорта Астрахани была введена новая классификация автобусных маршрутов. В частности, автобусные маршруты большой вместимости, оставшиеся в наследство от компании-банкрота, получили префикс «н», а стоимость проезда на них была чуть выше, чем в маршрутках. Маршруты, обслуживаемые маршрутными такси, получили префиксы «р» (с регулируемым тарифом, в 2018 году составлял 19 рублей) и традиционный «с» (тариф установлен перевозчиком, но не выше заложенного горадминистрацией Астрахани потолка, в 2018 году потолок тарифов составлял 22 рубля). Однако на практике не все маршруты с префиксами «р» и «с» обслуживались микроавтобусами малой вместимости — на маршруте № 19с курсируют автобусы ПАЗ-32052, а маршрут # 16н обслуживался маршрутными такси до весны 2018 года.
Реестром городских маршрутов Астрахани предусмотрено разделение большинства действующих номеров таксомоторных маршрутов на категории «р» и «с», при этом в некоторых случаях их официальные трассы могут отличаться.
В таблице ниже приведены действующие ныне автобусные маршруты. Они покрывают три района города — все кроме Трусовского.
Закрытые
Указаны все закрытия маршрутов, включая замену подвижного состава на микроавтобусы или перенумерацию в пригородную систему.
- 1 Вокзал (с 1985 года — Храм святого Владимира) — Посёлок Советский (передан частному перевозчику в 1990-х годах, в середине 2010-х)
- 1к Посёлок Советский — Жилгородок (в 1996 году заменён на маршрутное такси № 54)
- 2 Река Царев — Консервный завод (в 1990-х передан частному перевозчику с заменой на микроавтобусы, продлением до Аэропорта; в 2002 году перенумерован в 86с с изменением части трассы в центре Астрахани)
- 2 Посёлок Советский — Посёлок Войково (работал непродолжительное время в 2010-2011 годах, первые несколько месяцев курсировал от Аэропорта)
- 3 Большие Исады — Посёлок Кирпичного завода № 1 (в 2003 году передан частному перевозчику с заменой на микроавтобусы в 2004 году, в 2005 перенумерован в 116 и до 2006 года следовал изменённой трассой до автовокзала)
- 3Т Стадион — Посёлок Садовый
- 4 Холодильники — Молдавская улица (передан частному перевозчику в 1990-е с частичным изменением трассы в центре и продлением до Грановского переулка)
- 4к Стадион — Грановский переулок (дубль маршрутного такси № 56)
- 4Т Посёлок Советский — Мясокомбинат
- 5 Аэропорт имени Кустодиева — Вокзал (передан частному перевозчику в 1990-х годах с заменой на микроавтобусы)
- 6 Улица Максима Горького — Ильинка (отменён в 2002 году, заменён маршрутным такси № 6 и пригородным автобусом № 139 с продлением до автовокзала)
- 7 Улица Максима Горького — Станция Трусово (в 2005 году заменён маршрутным такси № 59)
- 8 Улица Максима Горького — АЦКК (по Старому мосту, в 1990-х передан частному перевозчику с заменой на микроавтобусы)
- 9 Судоверфь имени Кирова — Улица 28-й Армии (отменён в 1990-е годы)
- 10 Улица Максима Горького — Завод имени 10 лет Октября (Микрорайон Пароходства, окончательно заменён на микроавтобусы в 2014 году)
- 11 Проспект Бумажников — Аэропорт (отменëн не позднее 1985 года)
- 12 Октябрьская площадь — Улица 11-й Армии (дубль маршрутного такси № 12с)
- 13 Вокзал — ПМК № 4 (передан частному перевозчику в 1990-х годах с заменой на микроавтобусы, в конце 2000-х продлён до конца улицы Рождественского)
- 14 Октябрьская площадь — Посёлок Стрелецкое (по Старому мосту, отменён в 2014 году)
- 15 Октябрьская площадь — Началово (в 2007 году перенумерован в 112, позднее передан частному перевозчику с заменой на микроавтобусы, закрыт в 2015 году). В июне 2019 года возобновлён как маршрутное такси # 112 в связи с закрытием моста через Кафтанку и последовавшей перегрузкой маршрутного такси # 190.
- 16 Мясокомбинат - Вокзал - Большие Исады - Больничный комплекс - Консервный завод - Мясокомбинат (кольцевой в оба направления, отменён в 1990-е)
- 16 Стадион — Посёлок Стрелецкое (в 2016 году передан частному перевозчику с заменой на маршрутное такси № 16н)
- 17 Локомотивное депо — Кафе "Светофор" (до 2010 года следовал до Вокзала)
- 17ск Кафе "Светофор" — Картинная галерея (передан частному перевозчику с заменой на микроавтобусы, в 2017 году перенумерован в 48с с продлением до Красного моста)
- 18 Река Царев — Посёлок Садовый (в 2010-х вытеснен маршрутными такси)
- 20 Октябрьская площадь — Кубанская улица (через Большие исады и Псковскую улицу, отменён в 1990-е)
- 20 (бывший 20с) Румынский полигон — Центральный стадион (в 2004-2006 годах считался таксомоторным маршрутом при обслуживании ПАЗ-32052, в 2006-2016 годах на балансе Астраханьпассажиртранса)
- 20к СМП-726 — Пост ДПС (поворот в мкрн. Бабаевского и Кирикили, вводился на несколько месяцев в 2016 году в связи с закрытием Кирикилинского моста).
- 21 Храм святого Владимира — Юго-Восток-2 (в 1990-е заменён маршрутным такси № 7с с продлением в оба направления)
- 22 Кубанская улица — Онкология (отменён в 1990-е)
- 23 Площадь Ленина — Улица Аксакова — Кирикили окраина (окончательно отменён в ноябре 2018 года в связи с отказом перевозчика, перевозки в Кирикили обеспечиваются пригородным маршрутным такси № 125, следующим от Кремля через улицу Латышева в Яманцуг).
- 24 Вокзал — Кубанская улица (отменён в первой половине 1980-х)
- 26 Стрелецкое — Мостострой (отменëн не позднее 1985 года, с 2010-х по этой трассе курсирует маршрутное такси # 51с).
- 27 Октябрьская площадь — Сортсемовощ (на Фунтовском шоссе, отменён в 1990-е)
- 28 Октябрьская площадь — Улица Дзержинского (заменён маршрутным такси № 4ск, окончательно закрытым в 2005 году)
- 30с Жилая улица — Площадь Ленина (совместное обслуживание Астраханьпассажиртрансом и частными перевозчиками, автобусы большой вместимости перестали курсировать в 2016 году)
- 53с Ростовский переулок (мкрн. III Интернационал) — Большие Исады — Ростовский переулок (передан частному перевозчику с заменой на микроавтобусы)
- 63/64 Грановский переулок — Жилгородок — Юго-восток-3 — Солянка — Грановский переулок (неудачная попытка замены ПС с микроавтобусов на автобусы средней вместимости в 2012 году)
- 65 Храм святого Владимира — Улица Ботвина (отменен в 2010 году, в 2012 году передан частным перевозчикам с заменой на микроавтобусы, с продлением до Пенсионного фонда (Лепехинская улица), позже закрыт)
- 83 Посёлок Ильинка — Большие Исады (перенумерован в 140 с передачей частному перевозчику и последующей заменой на микроавтобусы)
- 87 Центральный стадион — Ассадулаево (перенумерован в 101 с последующей заменой на микроавтобусы)
- 99 Кубанский мост — Станция Астрахань II (работал несколько месяцев в 2012 году)
- К-1/К-2 Октябрьская площадь — Цирк — Вокзал — Улица Куликова — Юго-Восток-3 — Жилгородок — Октябрьская площадь (кольцевые, работали в 2006—2012 годах).
Действующие
Указаны маршруты, обслуживаемые автобусами средней и большой вместимости, включая частных перевозчиков.
Литература
- Алексей Михайлович Липчанский. О городском транспорте Астрахани на рубеже XIX-XX вв. // Столица преславной провинции: история астраханского городского общественного самоуправления, монография. — Астраханский университет, 2008. — 304 с. — ISBN 9785992602142.