Геляев, Рамазан Кичиевич

Геляев, Рамазан Кичиевич

15.12.2020

Рамазан Кичиевич Геляев (карач.-балк. Геляланы Кичини жашы Рамазан; 15 мая 1915 года, с. Верхняя Балкария, Черекский район — 1943, село Большая Мартыновка, Ростовская область) — советский балкарский драматург, режиссер, автор драмы «Кровавый калым».

Биография

Родился в селе Верхняя Балкария Черекского района Кабардино-Балкарии. События, последующие после Октябрьской революции в 20-30-х годы ХХ века дошли и до его родного села. В округе начали создавать колхозы, открывать школы и закрывать мечети. Учился в местной школе, потом — в Ленинском учебном городке, в педагогическом техникуме. После четырех лет учебы в техникуме женился на Байказиевой Налбийке и устроился на работу в селе учителем. У них родился мальчик, которого назвали Владимиром.

В эти годы в театральных студиях в Москве стали создавать целевые студии для подготовки национальных кадров. В ГИТИСе было решено создать балкарскую актерскую студию. Отбор проводился в самой Балкарии. В Нальчик приехал профессор ГИТИСа, режиссер МХАТа Илья Яковлевич Судаков со своей супругой актрисой Клавдией Еланской. Среди других отобрали и Рамазана Геляева, как будущего театрального режиссера. 8 сентября 1935 года Рамазана Кичиевича зачислили в ГИТИС на режиссерский факультет.

На следующий год в студию стали отбирать девушек. Рамазан уговорил свою жену Налбийке оставить годовалого сына его родителям и поехать с ним в Москву. Во время учебы в Москве Рамазан Кичиевич Геляев начал писать пьесу "Кровавый калым". Пьеса была им задумана как трилогия о жизни балкарцев конца XIX века, послереволюционные изменения и годы становления Советской власти в Балкарии. В целом была написана только одна часть, где действие происходит в 80-е годы XIX века. Руководство института и педагоги были заинтересованы в постановке национальной пьесы, а попытки студентов заняться драматургией находили поддержку, тем более, что автор в пьесе осуждал древние национальные традиции.

В создаваемой пьесе автор описывал продажу девушки Жансурат своим жадным отцом за большой калым глупому Касботу. Жансурат, напоминающая Катерину из "Грозы" Островского, борется за свои за свободу чувства против устрашающего быта богачей и эфенди, укрепляющих этот быт религиозными традициями.

По поводу своей пьесы в № 131 газеты "Социалистическая Кабардино-Балкария" от 6 июня 1941 года писал: "Меня, как автора пьесы, глубоко волновала трагическая судьба балкарки в условиях мусульманской феодальной Балкарии. После долгой борьбы, не останавливаясь перед адатом, Жансурат бежит с любимым человеком Муратом и трагически погибает. Для меня не столько была важна фабульная линия - любви двух молодых людей, сколько связь всех личных событий с социальной, исторической почвой..."

Перед войной 31-го мая 1941 года состоялась премьера дипломной работы Геляева в Балкарском театре в Нальчике. Спектакль был насыщен фольклорными обрядами, песнями и танцами. О драме писали статьи в местных газетах И. Базоркин, М. Мазаев, Я. Бородовский и др.

В начале войны был призван в армию. С июля по ноябрь 1941 года учился в военном училище города Орджоникидзе. Получив звание лейтенанта, Геляев отправился в Армавирский СКВО, потом в Нальчик. Его служба проходила в 115-й Кавказской дивизии.

Старший лейтенант Геляев Рамазан Кичиевич погиб в 1943 году в боях за село Большая Мартыновка Мартыновского района Ростовской области. Тексты его пьесы сгорели при бомбежке театра в 1942 году.

Семья

Жена — Байказиева Налбийка.

Сын — Владимир. Дочь- Раиса.

Память

В 2001 году именем Рамазана Геляева названа улица в микрорайоне "Александровка" города Нальчика.