Ле Сиданэ, Анри

Ле Сиданэ, Анри

15.12.2020

Анри Эжен Огюстен Ле Сиданэ (фр. Henri Eugène Augustin Le Sidaner, 7 августа 1862, Порт-Луи, Маврикий — 16 июля 1939, Париж) — французский художник, работавший в различных художественных направлениях (импрессионизм, символизм и др.).

Жизнь и творчество

Художник родился в семье капитана корабля. После окончания Франко-прусской войны 1870—1871 годов семья Ле Сиданэ возвращается во Францию и живёт в Дюнкерке. Здесь Анри берёт свои первые уроки рисования у местного художника Александра Десмита. При его поддержке Ле Сиданэ, приехавший в Париж в 1880, в 1882 году поступает в парижскую Школу изящных искусств, в класс художника Александра Кабанеля. В 1882—1887 годах живёт в Этапле (Па-де-Кале).

Кабанель помог своему ученику добиться разрешения на экспозицию его работ на ежегодной выставке в Парижском салоне, и в 1887 году проходит выставка картин Ле Сиданэ в «Салоне французских художников». Вскоре Ле Сиданэ, сумевший угодить взыскательному вкусу парижской публики, добивается известности как живописец, картины его охотно покупаются. Его работы выставляются регулярно в Парижских салонах конца XIX столетия, в парижской галерее Анри Пети, в галерее Гупиль в Лондоне (Goupil Galleries). Ле Сиданэ много путешествует. Он посещает как мировые метрополии — Нью-Йорк, Лондон, Рим, Венецию — так и живописные уголки Франции, где делает многочисленные этюды (побережье Нормандии, Бретань, Пиренеи). В 1898—1899 годах Ле Сиданэ живёт и работает в Брюгге. По возвращении на родину селится в Версале. Также много времени проводил на Уазе, в городке Жерберуа, где купил дом и писал свои картины.

Творчество

При жизни регулярно выставлялся в Салоне Парижа и в галереях Лондона. Его работы написаны в стиле импрессионизма и неоимпрессионизма, хотя начинал он как реалист. В течение 1890-х годов его живопись ближе к символизму и пуантилизму. Многие художественные критики выделяют его стиль в особый, благодаря его уникальному личному видению света и цвета. Его картинам свойственна мягкая, приглушённая, несколько таинственная атмосфера; они интеллектуальны по содержанию и проникнуты духом воспоминаний и ностальгии. Во многом творчество Ле Сидане сближается с интимизмом. Его искусство, богатое нюансами, верно эстетике символизма: он стремится не просто изображать природу, но пытается одухотворить ее, придавая ей характерную символистскую атмосферу нежной грусти. Его живопись интеллектуальна по преимуществу: память преображает непосредственные впечатления, окружая их тайной. Он подлинный «живописец души»: его девушки в белом, будто зачарованные колокольным звоном, — это «сонм туманных видений, снегурочек с распахнутыми в жизнь наивными глазами», пишет Габриель Муре.

Поздние картины Ле Сидане — пейзажи без единой живой души: сады, монастыри, пустынные улицы — оставляют ощущение покоя и сосредоточенности. Ещё при жизни Ле Сиданэ получил прозвище «Метерлинк живописи».

Интересные факты

  • О его творчестве восторженно отзывался Марсель Пруст. В четвёртом томе его эпопеи «В поисках утраченного времени» (Содом и Гоморра) один из героев романа, коллекционер, расходует огромные денежные суммы на покупку картин Ле Сиданэ.

Галерея

  • Белый сад

  • В лунном свете (1910)

  • Малое вечернее застолье (1921)

  • Окна (1910)

  • Барка на канале (1900)

  • Столик у Пьера в Жерберуа

  • Воскресенье (1898)

  • В вечернее время (1920)

  • Белые дома в Кимперле (1909)

  • Этапль. Лунный свет (1891)

  • У собора (1913)

  • Вильфранш-сюр-Мер. Дорога к собору (1928)