Пирогов, Александр Степанович

Пирогов, Александр Степанович

16.12.2020

Александр Степанович Пирогов (22 июня [4 июля] 1899, Рязань — 26 июня 1964, остров Медвежья Голова, Рязанская область) — российский, советский оперный певец (бас). Народный артист СССР (1937). Лауреат двух Сталинских премий l степени (1943, 1949). Кавалер двух орденов Ленина (1937, 1951). Представитель певческой династии Пироговых.

Биография

Александр Пирогов

Александр Пирогов родился в Рязани, куда его отец, Степан Иванович Пирогов, переселился с семьёй в поисках заработка из села Новосёлки Рязанской губернии. Был младшим из пятерых сыновей. Петь начал с шестнадцати лет, в 1917—1918 годах учился на историко-филологическом факультете Московского университета и одновременно в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (ныне Российский институт театрального искусства — ГИТИС) у В. С. Тютюнника.

В 1919—1922 годах — артист хора Передвижного театра Реввоенсовета Республики. После окончания гражданской войны начал работать в Белорусской опере и Белорусском вокальном квартете. В 1922—1924 годах — солист «Первой свободной оперы С. И. Зимина» (бывший Оперный театр Зимина, с 1924 — филиал Большого театра) в Москве.

С 1924 до 1955 — солист Большого театра. За время работы в театре спел весь основной классический русский и зарубежный басовый репертуар, а также ряд ролей в новых советских операх. Вершиной творчества певца считается образ Бориса Годунова в одноимённой опере М. П. Мусоргского.

Выступал как концертный певец. Известен как мастер камерного пения. Наиболее близка ему была вокальная лирика С. В. Рахманинова и Н. А. Римского-Корсакова. В его репертуаре — романсы русских композиторов, народные песни. Был в числе первых исполнителей симфонии-кантаты «На поле Куликовом» (премьера в 1939 году, партия Дмитрия Донского) и оратории «Сказание о битве за русскую землю» (премьера в 1944 году, партия Воина) Ю. А. Шапорина, оратории «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля.

Гастролировал за рубежом (Турция, Италия, Югославия, Финляндия).

Обладал голосом редкой красоты и выразительности, широкого диапазона и неповторимого тембра.

В 1943 году передал присуждённую ему Сталинскую премию в сумме 100 000 рублей в Фонд обороны.

Депутат Верховного Совета РСФСР 4 созыва.

Александр Пирогов умер 26 июня 1964 года на острове Медвежья Голова на реке Оке (Шиловский район Рязанская область). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Династия

Дед будущих прославленных певцов Иван Казьмович Пирогов, наделённый крепким здоровьем и богатырской силой, в молодости бурлачил на Оке, но с возрастом перешёл на гужевой транспорт трактовым ямщиком. Иван Пирогов любил петь. Обладая мощным от природы голосом, он в кругу родных и односельчан частенько певал старинные и только что услышанные русские песни, охотно исполнял и напевы своего собственного сочинения. В дороге же его могучий бас то гудел как рязанский соборный колокол, то разливался удалой ямщицкой песней.

В семье Степана Ивановича и Марфы Нефедьевны Пироговых было десятеро детей: Пелагея, Анна (умерла на девятом году жизни), Анисья, Григорий, Михаил, Иван, Алексей, Мария, Александр и Анна. По воспоминаниям, петь любил и сам Степан Пирогов, но относился к этому как к пустой забаве. Все его сыновья обладали прекрасными голосами, любили исполнять русские народные песни.

Старшие братья-певцы:

  • Григорий Степанович Пирогов (1885—1931), оперный певец;
  • Михаил Степанович Пирогов (1887—1933), певец (бас), протодиакон Русской православной церкви;
  • Алексей Степанович Пирогов (театральный псевдоним Пирогов-Окский) (1895—1978), оперный певец, актёр и вокальный педагог.

Награды и звания

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934)
  • Народный артист СССР (1937)
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства
  • Сталинская премия первой степени (1949) — за исполнение заглавной роли в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
  • Два ордена Ленина (1937, 1951)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Творчество

Артист не смеет уповать только на своё дарование. Без повседневного упорного чёрного труда нет и не может быть таланта. Дарование — это нож: пока он остёр, всё можно резать им. Но если вы перестанете его точить, шлифовать, чистить, — он затупится, потускнеет, заржавеет, и тогда ему грош цена.

— Александр Пирогов

Коллеги об Александре Пирогове

Пирогов — замечательный русский артист, в его репертуаре много прекрасно созданных ролей, но в Галицком он был попросту неповторим, и лучшего я не знаю. Была в его Галицком могучая стихия, русская бесшабашность и удаль, страсть — никто ему не перечь, всё сметает с пути, а коль и убьёт, то не пожалеет. Темперамент у артиста был бешеный, но и управлять им он умел феноменально — качество более редкое, чем наличие самого темперамента. Как сейчас вижу его в сцене пьянки: на нём русская рубаха, на глаза свисает чуб, в ухе серьга…

Как бы мне да эту волю —
Понатешил бы я вволю
И себя, и вас —
Не забыли б нас!
Пей, пей, пей, гуляй!..

Голос большой, своеобразного тембра, слово выразительно, движения скульптурны, всё отделано до мельчайших деталей, подаётся в зрительный зал крупно, масштабно…

— Г. П. Вишневская, народная артистка СССР

Об Александре Степановиче существует много воспоминаний. В частности, сохранились высказывания народных артистов СССР И. К. Архиповой, А. Ф. Ведерникова, Г. П. Вишневской, А. П. Иванова, Е. К. Катульской, И. С. Козловского, С. Я. Лемешева, М. П. Максаковой, А. Ш. Мелик-Пашаева, М. Д. Михайлова, И. И. Петрова (Краузе), Б. А. Покровского, М. О. Рейзена, Е. Ф. Светланова, Ю. А. Шапорина и А. А. Эйзена, народных артистов РСФСР П. М. Норцова и Н. Д. Шпиллер, заслуженных артистов РСФСР А. И. Орфёнова, Н. И. Покровской и Е. Ф. Смоленской.

Оперные партии

Быстры, почти неуловимы движения Мефистофеля. Он будто весь наэлектризован. Его тело, взбудораженное какими-то невидимыми пружинами, словно извивается — то подаётся вперёд, то отпрянет назад, то метнётся в сторону. Во вздыбленных бровях, сверкающих глазах навыкате, искривлённых в зловещей улыбке губах Мефистофеля чудится и угроза и насмешка. А в такт музыке — бурной, стремительной, безудержной — льётся чудесный голос певца: «Люди разных каст и стран пляшут в круге бесконечном, окружая пьедестал…» Голос нарастает, будто волна в морском прибое, и вдруг где-то, между словами, неожиданно рассыпается искристыми, колючими брызгами. Но вот постепенно затихают последние аккорды знаменитых куплетов о золотом тельце. Однако это — затишье перед бурей. Буря несётся из зрительного зала, с раззолоченных балконов, из лож, партера Большого театра. Это буря аплодисментов, которыми зрители награждают любимого певца.

«Первая свободная опера С. И. Зимина» (бывший Оперный театр Зимина)

  • 1922 — Дж. Мейербер, «Гугеноты» — Сен-Бри (дебютная партия)
  • 1922/1923 — М. П. Мусоргский, «Борис Годунов» — Пимен
  • 1922/1923 — Н. А. Римский-Корсаков, «Царская невеста» — Собакин
  • 1922/1923 — П. И. Чайковский, «Мазепа» — Орлик
  • 1923 — Ш. Гуно, «Фауст» — Мефистофель
  • 1923 — А. Г. Рубинштейн, «Демон» — Гудал
  • 1923 — П. Н. Триодин, «Князь Серебряный» — Иван Грозный
  • 1923 — П. Н. Триодин, «Князь Серебряный» — Морозов
  • Большой театр

  • 1924 — Ш. Гуно, «Фауст» — Мефистофель
  • 1924 — Дж. Россини, «Севильский цирюльник» — Дон Базилио
  • 1924 — П. И. Чайковский, «Мазепа» — Орлик (дебютная патрия)
  • 1924 — А. И. Юрасовский, «Трильби» — Свенгали (первый исполнитель)
  • 1925 — А. П. Бородин, «Князь Игорь» — Владимир Ярославич, князь Галицкий
  • 1925 — А. С. Даргомыжский, «Русалка» — Мельник
  • 1925 — Л. Делиб, «Лакме» — Нилаканта
  • 1925 — П. Н. Триодин, «Степан Разин» — Степан Разин (первый исполнитель)
  • 1926 — Н. А. Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане» — Салтан
  • 1927 — М. И. Глинка, «Руслан и Людмила» — Руслан
  • 1927 — М. П. Мусоргский, «Хованщина» — Досифей
  • 1927 — С. С. Прокофьев, «Любовь к трём апельсинам» — Маг Челий (первый исполнитель)
  • 1928 — Н. А. Римский-Корсаков, «Садко» — Варяжский гость
  • 1929 — С. Н. Василенко, «Сын солнца» — Лао Син
  • 1929 — М. П. Мусоргский, «Борис Годунов» — Борис Годунов
  • 1930 — А. А. Крейн, «Загмук» — Нингир-Син
  • 1930 — А. А. Спендиаров, «Алмаст» — Надир-шах
  • 1932 — Н. А. Римский-Корсаков, «Золотой петушок» — Царь Додон
  • 1932 — Н. А. Римский-Корсаков, «Псковитянка» — Иван Грозный
  • 1933 — Э. Вольф-Феррари, «Четыре деспота» — Лунардо
  • 1933 — П. И. Чайковский, «Евгений Онегин» — Гремин
  • 1938 — О. С. Чишко, «Броненосец „Потёмкин“» — Вакуленчук (первый исполнитель)
  • 1939 — М. И. Глинка, «Иван Сусанин» — Сусанин
  • 1940 — П. И. Чайковский, «Иоланта» — Король Рене
  • 1953 — Ю. А. Шапорин, «Декабристы» — Пестель (первый исполнитель)
  • Большой зал Московской консерватории и Зал имени П. И. Чайковского

  • 1945 — Прокофьев С. С., «Война и мир» — Кутузов
  • Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко

  • 1957 — Прокофьев С. С., «Война и мир» — Кутузов
  • Отдельные оперные арии или партии (в театральных постановках не исполнялись, грамзапись)

  • А. П. Бородин, «Князь Игорь» — Ария Кончака
  • 1937 — М. М. Ипполитов-Иванов, «Ася» — Песня старого бурша
  • 1937 — Э. Ф. Направник, «Нижегородцы» — Ария Минина
  • 1946 — С. В. Рахманинов, «Алеко» — Рассказ старика
  • 1947 — А. Бойто, «Мефистофель» — Баллада Мефистофеля о мире
  • 1947 — Дж. Верди, «Дон-Карлос» — Ария Филиппа
  • 1947 — Дж. Мейербер, «Гугеноты» — Ария Марселя
  • 1947 — В. Р. Энке, «Любовь Яровая» — Песни Шванди (1-й и 3-й акты)
  • 1948 — М. П. Мусоргский, «Борис Годунов» — Песня Варлаама
  • 1951 — А. П. Бородин, «Князь Игорь» — Игорь Святославич, князь Северский
  • 1951 — Д. Б. Кабалевский, «Семья Тараса» — Ария Тараса
  • 1951 — С. В. Рахманинов, «Франческа да Римини» — Ариозо Ланчотто
  • 1952 — С. Н. Василенко, «Суворов» — Ариозо Суворова
  • 1952 — М. П. Мусоргский, «Хованщина» — Ария Шакловитого
  • 1952 — С. В. Рахманинов, «Алеко» — Каватина Алеко
  • Полные записи опер

    Шедевром мирового исполнительского искусства остался образ Бориса Годунова, воплощённый Александром Пироговым на сцене Большого театра. Первый раз певец выступил в партии Бориса, когда ему не исполнилось ещё 30 лет (12 февраля 1929 года). Хотя получил предложение спеть её десятью годами раньше. Однако тогда, пересилив искушение столь завидного предложения, всё-таки отказался, посчитав, что приниматься за такую вершину басового репертуара, требующую большого опыта и мастерства, преждевременно. Возможно, в первую очередь, он тогда прислушался к совету старшего брата Григория. Будет справедливым сказать, что к образу, ставшему высочайшим достижением в его творческой судьбе и судьбе русского оперного театра, он шёл всю свою жизнь. Спустя годы, находясь в зените славы своего Бориса, Александр Степанович вовсе не лукавил: «Я уже много раз сыграл эту роль, но всё так же пленяет меня образ Годунова, всё то же волнение я снова и снова испытываю. Хочется искать и находить всё новые и новые краски, чтобы показать Годунова. Так глубок образ, созданный Пушкиным и Мусоргским. Он многогранен и сложен. Я лично никак не могу отделаться от чувства, что ещё не вполне его „разгадал“, что ещё не все черты его облика выявлены мною, раскрыты пытливыми, всеобнажающими средствами искусства».

    • 1936 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, хор и оркестр Большого театра, дирижёр В. В. Небольсин — Гремин
    • 1941 — «Князь Игорь» А. П. Бородина, хор и оркестр Большого театра, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев [М10-46279-84 («Мелодия» 1985)] — Галицкий
    • 1947 — «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, хор и оркестр Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, дирижёр С. А. Самосуд [Д-01927-8 (1954)] — Сальери
    • 1947 — «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, хор и оркестр Большого театра, дирижёр С. С. Сахаров [Д-019333-8 («Мелодия» 1967)] — Иван Грозный
    • 1948 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Н. С. Голованов [019056-99 (1949), Д-0305-12 (1956), Д-05836-43 (1959, «Мелодия» 1973)] — Борис Годунов
    • 1948 — «Русалка» А. С. Даргомыжского, хор и оркестр Большого театра, дирижёр В. В. Небольсин [M10-36629-34 («Мелодия» 1974)] — Мельник
    • 1948 — «Фауст» Ш. Гуно, хор и оркестр Большого театра, дирижёр В. В. Небольсин [Д-021-8 (1952), М10-05776-83 (1959, «Мелодия» 1985)] — Мефистофель
    • 1949 — «Морозко» М. И. Красева, смешанный хор и оркестр Отдела вещания для детей Всесоюзного радиокомитета (хормейстер — И. М. Кувыкин), детский хор Народного дома культуры железнодорожников (художественный руководитель — С. О. Дунаевский), дирижёр А. П. Чугунов [Д-02299-302 (1954)] — Морозко
    • 1951 — «Князь Игорь» А. П. Бородина, хор и оркестр Большого театра, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев [Д-0632-9 (1952), Д-05322-9 (1959, «Мелодия» 1968)] — Галицкий
    • 1954 — «Декабристы» Ю. А. Шапорина, хор и оркестр Большого театра, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев [Д-02743-9 (1961), Д-016867-72 (1965), М10-38791-2 (фрагменты из оперы, «Мелодия» 1976)] — Пестель

    Оратории, симфония-кантата

    Первое исполнение

  • 1939 — М. В. Коваль, «Емельян Пугачёв» — Емельян Пугачёв
  • 1939 — Ю. А. Шапорин, «На поле Куликовом» — Дмитрий Донской
  • 1944 — Ю. А. Шапорин, «Сказание о битве за Русскую землю» — Воин
  • Записи

    • 1940 — «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля, оркестр ВРК, дирижёр С. П. Цвейфель — «Воля вольная» [Грампласттрест 10100-1]
    • 1940 — «На поле Куликовом» Ю. А. Шапорина, Государственный симфонический оркестр СССР, дирижёр А. В. Гаук — Ариозо Дмитрия Донского [Грампласттрест 10102-3]
    • 1944 — «Сказание о битве за Русскую землю» Ю. А. Шапорина, Государственный симфонический оркестр СССР, дирижёр А. В. Гаук — Воин
    • 1951 — «Емельян Пугачёв» М. В. Коваля, симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижёр С. П. Горчаков — Монолог Пугачёва [Грампласттрест 19710, Д-00262 (1952)], Ариозо Пугачёва [Грампласттрест 19724], Казнь Пугачёва [Грампласттрест 19725-7], Сцена предательства [Грампласттрест 19728-9]

    Избранная дискография

    Пластинки

    • 1952 — Александр Пирогов (бас): Арии из опер М. Мусоргского [Д-00177-8]
    • 1952 — Александр Пирогов (бас): Произведения советских композиторов [Д-00261-2]
    • 1952 — Moussorgsky: Boris Godounov [U.S.A., Royale 1390/1/2] — Boris Godounov
    • Boris Godunoff (Opera In Four Acts). Concert Version [The Musical Masterpiece Society MMS-114-PT-1/2/3/4, M114-OP13 Side 1-4] — Boris Godunoff
    • Moussorgski. Boris Godunov [France, Le Chant Du Monde LDX-A-8047/48/49] — Boris Godunov
    • 1956 — Александр Пирогов (бас). Арии из опер [НД-2970-1]
    • 1959 — Пирогов Александр. Романсы С. Рахманинова [Д-5656-7]
    • 1967 — Александр Пирогов, бас [Д-19471-2]
    • 1968 — Александр Пирогов (бас) [Д-023231-2]
    • 1973 — Искусство А. С. Пирогова [Д-035045-50]
    • 1977 — Александр Пирогов. Песни [M20-39097-100]
    • 1978 — Modest Mussorgsky (1839—1881), Boris Godunow (1874). Kronungsszene; Abschied, Gebet und Tod des Boris. Bass Vocals (Boris) — A. Pirogow, Mezzo-soprano Vocals (Fedor) — B. Zlatogorowa. [«Волшебный мир оперы», набор пластинок: Concert Hall GmbH, Zauberwelt der Oper (13×LP + Box, Comp), M 5018 — Seite 1]
    • 1979 — Александр Пирогов, бас. Романсы [М10-41555-6]

    Компакт-диски

    • 1990 — Alexander Borodin. Le Prince Igor (3 Acts Version). Recorded in USSR in 1952. 3 CD [France, LDC 278 1041/43] — Galitski
    • 1996 — Greatest Voices of Bolshoi. 2 CD [BMC Music 74321 39505 2] — Alexander Pirogov, bass: Alexander Borodin, «Prince Igor», Galitsky’s Recitative & Song, Act 1
    • 1996 — Borodine. Prince Igor. Enregistrement 1941. 3 CD [France, LYS 060/62] — Prince Vladimir Galitzky
    • 1998 — Rimsky-Korsakoff. Mozart et Salieri. S. Lemiecheff, A. Pirogoff. Samossoud. 1947. 1 CD [LYS341] — Salieri
    • 2001 — Alexander Dargomyzhsky. Mermaid. Recording: Moscow, 1948. 2 CD [MVT CD 038—039] — Miller
    • 2004 — Yuri Shaporin — The Decembrists. Historic Recording. Moscow, 1954. 2 CD [Austria, Preiser Records 90574] — Colonel Pestel
    • 2005 — Александр Пирогов. Арии из опер (2 CD). Песни и романсы (5 CD). Серия «Великие исполнители России XX века»
    • 2005 — Александр Пирогов, бас. Арии и сцены из опер русских композиторов. Записи 1930-х — начала 1940-х годов. Серия «Из сокровищницы Санкт-Петербугских музыкальных архивов». 1 CD [IMLCD121]
    • 2005 — Александр Сергеевич Даргомыжский. «Русалка». «Каменный гость». Серия «Русская опера». 1 CD [RMG 1569] — Мельник
    • 2007 — Григорий и Александр Пироговы. Арии и сцены из опер, песни. Серия «Выдающиеся исполнители». 1 CD [AQVR 315-2]
    • 2007 — Александр Пирогов. Сцены и арии из опер. Серия «Выдающиеся исполнители». 1 CD [AQVR 316-2]
    • 2008 — Н. Римский-Корсаков. «Псковитянка». Опера в 3 действиях (6 картинах) с прологом. Запись 1947 года. 2 CD [AQVR 333-2] — Царь Иван Грозный
    • 2010 — М. Красев. «Морозко» (опера-сказка в четырёх действиях, шести картинах). Запись 1949 года. 1 CD [AQVR 353-2] — Морозко
    • 2013 — Bolshoi. The Best of Melodiya (Большой театр. Лучшее из архивов «Мелодии»). 5 CD [MEL CD 1002164] — Ария Мельника
    • 2015 — Юрий Шапорин. «Сказание о битве за Русскую землю». Оратория для солистов, хора и оркестра (первая редакция), op.17 (1944 г.). Запись 1944 года. 1 CD [AQVR 393-2] — Воин
    • 2019 — Borodin. Prince Igor. Fragments from the opera. Rec. 1936—1938. 2 CD [AQVR 416-2] — Vladimir Galitski

    Фильмография

    Роли

    • 1951 — Большой концерт (музыкальный фильм, режиссёр В. П. Строева) — Игорь Святославич, князь Северский
    • 1954 — Борис Годунов (фильм-опера, режиссёр В. П. Строева) — Борис Годунов

    Вокал

    • 1962 — Моцарт и Сальери (телефильм-опера, режиссёр В. М. Гориккер) — Сальери (роль П. П. Глебова)

    Архивные кадры

    • 1968 — Сын Оки (документальный фильм, режиссёр В. Д. Головин)
    • 1969 — Поёт Александр Пирогов (документальный фильм, режиссёр А. К. Кустов)

    Избранные DVD

    • 2003 — The Great Singers of Russia — Volume 1, «From Chaliapin to Reizen». [VAI 4257] — Alexander Pirogov: Boris Godunov, Prince Igor
    • 2004 — Mussorgsky. Boris Godunov. Alexander Pirogov as Boris Godunov — Kozlovsky — Nelepp — Mikhailov. 1954. [VAI 4253]

    Память

    • На окском острове, где умер певец, стоит памятник, на котором высечены слова: «Здесь, на Медвежьей Голове, 26 июня 1964 года умер прославленный русский певец народный артист СССР Александр Степанович Пирогов».
    • В Москве на доме артистов Большого театра (Брюсов переулок, дом 7) в 2001 году установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1935 года по 1964 год жил выдающийся русский певец народный артист СССР Александр Степанович Пирогов».
    • В Рязани, в микрорайоне Приокский названа улица в честь А. С. Пирогова.
    • В честь певца названы пароход и теплоход.
    • В Рязани работает Музыкальный колледж имени Григория и Александра Пироговых.
    • В селе Новосёлки Рыбновского района Рязанской области с июля 1995 года действует МБУК «Дом-музей Пироговых».
    • На родине певцов ежегодно происходит праздник песни, посвящённый братьям Пироговым.