Три поворота колеса Дхармы, Трипариварта (санскр. त्रिपरिवर्त, tri-parivarta IAST; кит. 三轉, сань-чжуань; яп. サンテン сантэн; вьетн. tam chuyển; кор. 삼전, самджон) — понятие в буддизме.
Три аспекта учения
Иногда различают три аспекта даяния учения Буддой Шакьямуни, как «повороты колеса Дхармы»:
Школы Махаяны
Интерпретации Мадхьямакахридаи
Согласно Мадхьямакахридае можно выделить три поворота колеса дхармы соответственно глубине постижения. Существует две интерпретации поворотов — первая принадлежит Бхававивеке и вторая Мадхьямикам (Дхармапала и др.)
Интерпретация Бхававивеки
Интерпретация Мадхьямиков
Дхармапала и другие отстаивают следующую интерпретацию основываясь на своих агамах.
Оба последних поворота говорят об отсутствии признаков, поэтому здесь нет различия в глубине. Единственная причина для их различения двух (типов) сутр (Самдхинирмочана сутры и праджняпарамитских сутр) на учения окончательного смысла (нитартха), и требующие интерпретации (нейартха), это то, что отсутствие субстанции у сущностей (нихсвабхававата) имеют три аспекта, которые хорошо разъяснены в нитартха сутрах, благодаря ясности с которой там объяснена логика существования и несуществования. И хотя праджняпарамита сутры тоже учат нихсвабхавате всех дхарм, там все ещё есть не раскрытые аспекты требующие интерпретации.
Интерпретация Йогачары
Учение о трех поворотах в Йогачаре впервые дается в Самдхинирмочана сутре. Идея такова, Будда давал весьма различные поучения в зависимости от различных способностей слушающих. Таким образом учения восходят от специфичных противоядий (пратипакша, санскр. प्रतिपक्ष, pratipakṣa IAST) против отдельных ошибочных взглядов, до всесторонних учений, с подробными разъяснениями того что ранее только подразумевалось.
- Акцент на дхармах, скандхах и т. д. и «сокрытие» пустотности, что может привести к этерналистическим взглядам.
- Акцент делается на отрицании, и «сокрытие» положительных качеств Дхармы. Что может привести к нигилизму.
Оба предыдущих поворота считаются «требующими разъяснений» (neyārtha).
- Так, основной темой третьего поворота становится учение о «только сознании» — читтаматра. Согласно этому учению всё феноменальное бытие происходит из ума, который, в свою очередь, происходит из «единого ума» — экачитта, а потому зовется «творцом всего». Эта идея раскрывается в таких сутрах как Аватамсака, Шрималадевисинханада и Ланкаватара.
Школы Единой колесницы
Школы Единой колесницы (то есть школы Лотосовой сутры, напр. Сан-Лун, Хуаянь) разделяют повороты колеса учения соответственно следующим стадиям :