Патинир, Иоахим

Патинир, Иоахим

16.12.2020

Иоахим Патинир, Патенир (нидерл. Patinir, Patinier, Patenier; около 1480, Динан в провинции Намюр, Валлония, Бельгия — 5 октября 1524, Антверпен, Бельгия) — фламандский живописец, один из основоположников европейской пейзажной живописи.

Биография

Родился в Динане, в окрестностях Намюра. О его жизни известно немного. В 1515 году Патинир вступил в Гильдию живописцев Антверпена. В 1521 году он познакомился с Альбрехтом Дюрером, который в этом время путешествовал по Нидерландам. Нет точных данных о том, где и у кого учился Патинир, но совершенно ясно, что он прекрасно знал работы более ранних мастеров и поддерживал отношения со своими современниками, в том числе Герардом Давидом, Иеронимом Босхом и Дюрером. Кисти Патинира приписывают большое количество пейзажей.

Художник умер в Антверпене 5 октября 1524 года.

Творчество

Хотя пейзажу во фламандской живописи уделялось большое внимание и в творчестве более ранних художников, таких как Ян ван Эйк, Петрус Кристус, Дирк Баутс или Хуго ван дер Гус, именно Патинир считается первым фламандским пейзажистом и вообще первым художником, специализировавшимся в этом жанре; он во многих случаях даже специально оставлял работу над фигурами другим мастерам, как это было в «Пейзаже с искушением святого Антония», Прадо, Мадрид. В живописи Патинира акцентировка повествовательных элементов традиционно характерная для первого плана картины, охватывает и фон, благодаря чему внимание к природе и далёким горизонтам приобретает новое значение. А его новаторское отображение атмосферных эффектов в цветовом спектре от чистейшей лазури до ослепительного белого сияния горизонта свидетельствует об особом интересе художника к особенностям живого, реального пейзажа.

Как и в случае Босха, некоторые картины Патинира были рассчитаны на определённый тип заказчика и заключали в себе гуманистические идеи, как, например, «Переправа через Стикс» (1520—24) . Такие работы выходили за рамки общепринятых религиозных или социальных ценностей, и их приобретали эрудированные коллекционеры с современными вкусами, такие, как Лукас Рем — негоциант-космополит, связанный с банкирским домом Фуггеров. Спрос на такие произведения можно было найти в Антверпене — одном из крупнейших центров культуры и искусства северной Европы, и Патинир с 1515 года состоял в антверпенской гильдии художников. Филипп II старался приобрести все картины Патинира, какие только мог, в том числе входившие в коллекцию Фелипе Гевары (которые утеряны), и те, которые ныне представлены в Прадо.

Оценка творчества

Фелипе де Гевара, испанский гуманист XVI в. и знаток фламандской живописи, в своих «Комментариях о живописи» (ок. 1560) сравнивал Иоахима Патинира с Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом, что говорит о высоком авторитете этого художника в ту эпоху. Альбрехт Дюрер также был лично знаком с Патиниром и отзывался о нём как о «хорошем пейзажисте» в своих путёвых заметках.

Известные картины

  • «Пейзаж со святым Иеронимом», 1516-17; Прадо, Мадрид;
  • «Крещение Христа», 1521—1524. Музей истории искусств, Вена;
  • «Пейзаж с искушением св. Антония», 1520—1524; Прадо, Мадрид;
  • «Бегство в Египет», 1515—1524; Королевский музей изящных искусств;
  • «Переправа через Стикс», 1520—1524; Прадо, Мадрид.

Галерея

  • «Пейзаж со святым Иеронимом», 1516—1517, Прадо, Мадрид

  • «Пейзаж с искушением св. Антония», 1520-24; Прадо, Мадрид;

  • «Крещение Христа», 1521—1524. Музей истории искусств, Вена

  • «Переправа через Стикс». 1520—1524. Прадо, Мадрид

  • Бегство в Египет. 1515-1524. Королевский музей изящных искусств, Антверпен