М’АРС

М’АРС

17.12.2020

Центр современного искусства «МАРС» — художественный центр в Москве.

История и концепция

«МАРС» был создан в 1988 году как объединение художников с целью проведения выставок, продажи работ и создания музея современного искусства. Его основателями стали художники К.Худяков, Ю.Миронов, С.Шерстюк, С.Гета, И.Снегур, В.Колейчук, С.Шаров, А.Семенов, А.Костин, Е.Петренко, скульпторы А.Рукавишников и И.Рукавишников, а председателем Правления – Константин Худяков, художник, архитектор по образованию.

МАРС был задуман в период проведения известных “подвальных” выставок на Малой Грузинской,28, стал первой частной галереей в России, и в определенном смысле - логическим завершением, в новых исторических условиях, сложного и драматического процесса официального признания нонконформистского искусства.

Галерея МАРС действовала как коммерческое товарищество, представляя выставочную площадку и возможность продаж широкому кругу художников, – по оценке, их число приближалось к 3000.[1] Вырученная комиссия тратилась на организацию выставок и на масштабные художественные проекты - “Каталог русского искусства конца ХХ века”, “Мир чувственных вещей в картинках” и другие, на благотворительность, а также шла в фонд создания музея современного искусства. В МАРСе постоянно кипела жизнь, выставки, вернисажи. Ивенты сменяли друг друга, появлялись новые имена, обкатывались неожиданные идеи, образовывались творческие союзы.

При этом МАРС никогда не искал свою особую нишу в современном искусстве и не ограничивался задачей “продвигать” ту или иную узкую группу художников. Напротив, Центр славился “всеядностью”, многопрофильностью, демократичностью. Лицо Центра скорее определяло стремление идти в ногу со временем, представлять самое передовое и новое в искусстве. Именно поэтому в нулевые годы к МАРСу пришла слава первопроходца в России в области новых технологий в искусстве (компьютерное искусство, мультитач-арт Константина Худякова), а в 2015г. МАРС одним из первых в мире стал демонстрировать арт-проекты с использованием ВИАР.

Новый этап в истории МАРСа начался в 2018 году, в год его тридцатилетия. Сохраняя акцент на использование новых технологий в искусстве и на Immersive digital art, Центр вернулся к своей многопрофильности и к ориентации на широкий круг художников, как российских, так и зарубежных. В 2018 году было проведено 14 выставок, в том числе несколько мультимедийных выставок (“Джидай”, “Гудим оффлайн”, “Face2Face»), показано 4ВИАР-проекта (СюVRеализм, «Я: волнение и неизвестность», «YOLO: ты живешь только раз», «Психоз»), представлены два совершенно новых вида искусства – Фэшн-арт (“выставка “Под Гипнозом”) и ВИАР-киноарт (“Эффект Кесслера”), показан современный российский дизайн (выставка “УНО).