Камбала (подводная лодка)

Камбала (подводная лодка)

17.12.2020

«Камбала» — российская подводная лодка, последняя в серии из трёх подводных лодок, построенных в 1904—1906 годах в Германии по проекту «E», известному в России как тип «Карп».

История

Подлодка «Камбала» в Севастополе. 1908-1909 гг. Капитан 2-го ранга Н. М. Белкин, погибший во время крушения подводной лодки «Камбала» «Камбала» на почтовой открытке. Наверху справа — портрет минного кондуктора Ф. Сальникова, погибшего на «Камбале» Могила погибшего на «Камбале» мичмана Дмитрия Тучкова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Третья подлодка типа «Е» была заложена в мае 1904 года на верфи Дойче Верфт АГ в Киле, Германия, под заводским номером 111, по заказу Морского Ведомства России. 25 июля 1906 года была зачислена в списки кораблей Черноморского флота как подводная лодка «Камбала». В июне 1907 года корабль был спущен на воду. Вступила в строй 8 сентября 1907 года. 22 апреля 1908 года доставлена по железной дороге из Либавы в Севастополь.

Лодка вошла в состав Отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота, состоявшего из пяти подлодок: двух американской постройки — «Судак» и «Лосось» и трех германской — «Карп», «Карась» и «Камбала».

29 мая 1909 года, в ходе учений Черноморского флота, лодка под командованием лейтенанта Михаила Михайловича Аквилонова (командир ПЛ — граф П. Ф. Келлер был в отпуске) осуществляла на створе Инкерманских маяков в районе бухты Стрелецкой учебную атаку черноморской эскадры, возвращавшуюся от Евпатории. В результате столкновения с броненосцем «Ростислав» подводная лодка была разрезана на две части и затонула на глубине 56 метров. Ряд источников ошибочно помещают место гибели «Камбалы» у входа в Южную бухту Севастополя, то есть на внутреннем рейде Севастополя (например, ), однако место гибели подводной лодки «Камбала» вне Севастопольской бухты было определено и обвеховано.

Погибли заведующий отрядом подводного плавания в Черном море тридцатисемилетний капитан 2-го ранга Н. М. Белкин (сын контр-адмирала Белкина М.Ф.(1829-1909)), мичман Д. А. Тучков, минный кондуктор Ф. И. Сальников и еще 17 членов экипажа. Спасся только лейтенант Аквилонов, смытый с мостика в момент столкновения. Кроме того, в ходе спасательной операции 30 мая 1909 года от кессонной болезни погиб водолазный боцманмат транспорта «Березань» Е. Бочкаленко.

Тяжелейшая в истории подводного флота России катастрофа стала предметом тщательного разбирательства в Морском Ведомстве Российской Империи. Для этого была создана комиссия Морского технического комитета под председательством капитана 1 ранга М. Беклемишева. В итоговом документе следствия по делу о гибели «Камбалы», подписанном главным военно-морским прокурором Н. Г. Матвеенко, причиною катастрофы назвала неосторожность лейтенанта Аквилонова, за что последний был подвергнут заключению в крепости на шесть месяцев.

В июле—сентябре 1909 г. носовая часть лодки с находившимися в ней телами 14 подводников была поднята водолазами Кронштадтской водолазной школы. 11 сентября 12 низших чинов были захоронены в братской могиле на городском Карантинном кладбище Севастополя со всеми воинскими почестями. Тела погибших офицеров отпевали в Адмиралтейском соборе Святого Николая, затем они были перевезены на железнодорожный вокзал и отправлены к родным. Капитана 2 ранга Н. М. Белкина похоронили на малой родине в селе Введенское Ярославской губернии (рядом с отцом), мичмана Д. А. Тучкова (1886—1909) – на Новодевичьем кладбище в Москве. На могиле сооружен памятник по проекту лейтенанта Г. Дудкина, представляющий собой боевую рубку «Камбалы». Тела шести погибших членов команды подводной лодки – Ф. И. Сальникова, К. Соломенного, Д. Омельченко, И. Лайкова, Т. Парамошкина и И. Богатырева – навечно остались на дне Черного моря.