Борьба с курением в России

Борьба с курением в России

17.12.2020

В России ведётся целенаправленная кампания по борьбе с курением, что включает в себя запреты и ограничения на продажу табака, меры по увеличению стоимости сигарет, обложение торговли табачной продукции налогами, ограничения рекламы табачной продукции, а также медицинскую и консультативную помощь желающим избавиться от вредной привычки.

В конце XX и начале XXI века Россия относилась к странам с наибольшей распространённостью курения табака, а в начале 2000-х годов активность табачных компаний способствовала росту табакокурения, особенно среди женщин и подростков, в результате чего правительство приняло активное участие в разработке и внедрении Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ), а в 2008 году был подписан закон о присоединении к данной конвенции, что в последующие годы привело к снижению распространённости курения среди мужчин. С 2005 года в России наблюдается ежегодное сокращение объёма продаж сигарет и папирос, а наиболее существенное снижение объёма продаж было зафиксировано в 2014 году, после вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ от 2013 года.

История

В Россию табак был завезён в XVI веке, ненадолго получив популярность среди знати, однако довольно скоро на него был наложен запрет, чему способствовала Русская православная церковь, выступившая против табака. Царями издавались многочисленные указы для противодействия распространению курения, а в 1632 году царь Михаил Фёдорович издал указ о запрете ввоза табака в Россию. Усугубил отношение к табаку возникший из-за курения Московский пожар 1634 года, уничтоживший около 5000 домов. Однако Пётр I в 1697 году легализовал табак и установил правила его использования, хотя практика запрета в Москве из-за риска возникновения пожара действовала ещё длительное время. Так, ещё в начале XX века курение на улицах Москвы было запрещено, пока это ограничение не было отменено в 1917 году. Всё это время вред курения рассматривался в контексте пожаров, а не как причина заболеваний.

Мнение о вреде курения начало формироваться среди образованной элиты в 1920-х годах, а самым ярким представителем курильщиков того времени был Владимир Маяковский, который неожиданно для всех бросил курить. Как вредный для здоровья фактор официально курение в СССР начали рассматривать лишь во второй половине XX века. В 1985 году в Москве на первой научной конференции по проблемам табакокурения и здоровья было рекомендовано государственное регулирование содержания смолы и никотина в сигаретах, а в 1988 году были введены соответствующие нормативы: для смолы — 19 мг, а для никотина — 1,5 мг. К факторам же риска для здоровья Министерством здравоохранения СССР курение было отнесено в 1986 году.

Большое влияние на законодательство, касающееся борьбы против табака, оказала работа Всемирной организации здравоохранения по составлению Рамочной конвенции по борьбе против табака, однако формирование новых законов пришлось на период прихода транснациональных табачных компаний и давления табачного лобби, что также оказало на него влияние. В 2001 году был принят Федеральный закон № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», который стал первым серьёзным шагом в борьбе с курением на уровне страны. Закон устанавливал нормы содержания вредных веществ в дыме сигарет с фильтром и без него, требовал явного указания на пачках сигарет содержания сигаретным дымом вредных веществ и никотина, требовал помещать предупредительные надписи о вреде курения для здоровья на пачках, запрещал продажу сигарет лицам, не достигшим 18 лет, а также вводил некоторые другие ограничения по курению и продаже сигарет и обязательную пропаганду знаний о курении. С 2001 по 2005 года в закон вносились изменения, в числе которых был полный запрет с 2005 года наружной рекламы табачных изделий.

Меры борьбы против табака

Защита от табачного дыма

Защита от табачного дыма обеспечивается статьёй 12 Федерального закона № 15-ФЗ, которая вводит полностью свободные от табачного дыма зоны. К этим зонам относятся медицинские и образовательные учреждения, а также закрытые общественные места, включая рабочие места и заведения общественного питания. Также курение запрещено в общественных местах за некоторыми, специального оговоренными, исключениями. Запреты на курение также распространяются на курительные трубки и кальян, за исключением случаев, когда при курении кальяна используются смеси, не содержащие табак.

Курение разрешено:

  • в частных домах;
  • в многоквартирных домах на открытом воздухе или изолированных помещениях с хорошей вентиляцией при условии согласия всех жильцов;
  • в специально отведённых под курение зонах на открытом воздухе;
  • в специально отведённых под курение изолированных помещениях с хорошей вентиляцией;
  • на улице при условии отдаления от каких-либо предприятий, учреждений, организаций, автобусных остановок и других мест массового скопления людей;
  • на пассажирских судах в процессе дальнего плавания;
  • на пассажирских платформах, но для пассажиров дальнего следования.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение запрета на курение в общественных местах, а также за несоблюдение обязанностей по установке запрещающих курение знаков должностными лицами.

Весной 2015 Министерство здравоохранения выпустило мобильное приложение «Здесь не курят», которое позволяет гражданам сообщать о фактах нарушений запрета на курение. Программа уведомляет соответствующий надзорный орган, а через месяц пользователь должен получить ответ. Анализ обращений показал, что 37 % жалоб пользователей приходится на предприятия общественного питания, 22 % — на курение в поездах и многоквартирных домах, а 14 % приходится на общественный транспорт. При этом сохраняются все обращения, что позволяет отслеживать перемены, происходящие с течением времени.

Информирование о вреде табака

За информирование населения о вреде курения табака и о вреде окружающего табачного дыма отвечает статья 15 Федерального закона № 15-ФЗ, однако даже до вступления в силу данного закона значительная работа в этом направлении проводилась Министерством здравоохранения вместе с научными, медицинскими и общественными организациями. Целью информирования населения является создание атмосферы хорошей осведомлённости населения о рисках для здоровья, в частности граждане должны осознавать, что употребление табака связано со страданиями, болезнями и преждевременной смертью. Информирование населения позволяет предотвратить приобщение граждан к курению и может мотивировать курильщиков на отказ от этой вредной привычки.

Особой проблемой является курение среди медицинского персонала, поскольку медицинские работники должны служить примером своим пациентам, внедряя принципы здорового образа жизни. Несмотря на принимаемые против табакокурения меры, многие медицинские работники курят. Причём будущие врачи начинают курить ещё со студенческих лет, причиной чего, вероятно, является напряжённый психоэмоциональный фон, связанный с профессией. В будущем же пагубная привычка может негативно повлиять как на мотивацию к борьбе с данной привычкой, так и на правильность принятия врачебных решений. При этом наиболее распространено курение среди медицинских работников отделений интенсивной терапии, станций скорой помощи и хирургических отделений. Обязательной задачей медицинский работников является пропаганда здорового образа жизни среди населения, а степень осведомлённости врачей о вреде курения прямым образом связана с готовностью отказа от курения среди пациентов, мотивация же и настрой связаны с контролем собственных вредных привычек.

Для просвещения медицинских работников с 2004 года Министерством здравоохранения и Научно-исследовательским институтом пульмонологии проводились ежегодные конференции по проблемам табака, которые приурочивались ко Всемирному дню без табака. Одной из задач этих конференций является вовлечение терапевтов и врачей других специальностей в оказание помощи желающим избавиться от табачной зависимости, чтобы изменить устоявшееся мнение, что лечение зависимости — удел наркологов и психологов. С 2007 года проводится Всероссийский форум «Здоровье или табак». Форум организуется Комитетом по охране здоровья Государственной Думы с поддержкой со стороны Министерства здравоохранения и Всемирной организации здравоохранения, объединяет представителей различных управляющих государственных организаций, а целью является решение различных правовых, политических и научных проблем, связанных с курением. Большую роль в просвещении играют научные медицинские общества, выпуская журналы и проводя различные мероприятия. Средства массовой информации также стали брать интервью о вреде курения у врачей.

Предупреждения о вреде табака

По закону не менее 50 % лицевой и 30 % задней стороны упаковки должны быть заняты предупреждениями о вреде курения, которых предусмотрено 13 видов. Предупреждения должны содержать описание вредных последствий курения, подкреплённых фотографией или графическим изображением, и наносятся на каждую пачку табачных изделий, а также на все виды упаковки и маркировки поступающих в розничную продажу табачных изделий.

Увеличение стоимости табачных изделий

Повышение налогов на табачные изделия позволяет повысить цены и является эффективным способом снижения курения среди населения, в частности, данная мера препятствует началу курения в подростковом возрасте и среди молодёжи, что представляет особую важность. Акцизы на сигареты были введены ещё в в 1994 году. Статья 13 Федерального закона №15-Ф3 вводит меры по повышению акцизов на табачные изделия. Мерой воздействия на уровень цен является установление минимального уровня розничных цен на табачную продукцию, ниже которой продукция не может быть реализована. С целью исключения возможности производителями выпускать пачки сигарет в более дешёвом варианте в пересчёте на одну сигарету Федеральным законом № 115-ФЗ от 2016 года запрещается розничная продажа упаковок с количеством сигарет более 20 штук.

С 2010 года рост цен на табачную продукцию начал превышать рост цен на продовольственные товары. В последующие годы данная тенденция сохранилась. Тем не менее, по состоянию на 2017 год сигареты были всё ещё дешёвыми.

Запреты и ограничения продвижения продукции

Запрет на рекламу, на стимулирование продаж и на спонсорство табачных изделий введён статьёй 15 Федерального закона № 15-Ф3, а соответствующие поправки также добавлены в закон «О рекламе». Ввод запрета на рекламу сопровождался серьёзным противодействием со стороны табачных компаний, но являлся ключевым методом борьбы против табака, поскольку лишал табачные компании маркетинговых стратегий. Помимо табака и табачных изделий не допускается реклама также и курительных принадлежностей — трубок, кальянов, сигаретной бумаги и зажигалок. Под полным запретом демонстрация табачных изделий и их употребления в создаваемых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей.

Запрещена как прямая, так и косвенная реклама табачных изделий, а за нарушение запрета предусмотрен штраф. Запрет прямой рекламы подразумевает под собой рекламу на телевидении и радио, в газетах и журналах, на рекламных щитах, наружную рекламу, рекламу в точках продаж и по интернету. Косвенная реклама может выражаться в распространении бесплатных табачных изделий, скидках на них, в связывании нетабачных изделий с табачными брендами, в демонстрации табачных брендов или изделий на телевидении или радио, в проведении мероприятий табачными компаниями, а также в размещении табачных изделий на видном месте в точках продаж.