Военный инженерно-технический университет

Военный инженерно-технический университет

18.12.2020

Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ИТ) ВА МТО] — одно из старейших высших военно-учебных заведений России, расположенное в Санкт-Петербурге.

Военный институт (инженерно-технический) — высшее политехническое военно-учебное заведение для подготовки военных инженеров и специалистов, осуществляющих конструкторскую, производственную и другие виды инженерной деятельности в сфере проектирования, строительства, модернизации, поддержания высокой степени боевой готовности и пожарной безопасности стратегических систем и комплексов Вооружённых сил Российской Федерации: командных пунктов и объектов базирования сил и средств Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-космических сил, Военно-морского флота, а также других специальных объектов инфраструктуры, электроснабжения и коммуникаций, необходимых для боевой и повседневной деятельности всех видов и родов вооружённых сил.

ВУЗ также готовит военных специалистов среднего звена, осуществляющих деятельность в сфере строительства, монтажа и обслуживания инженерных коммуникаций и противопожарных систем фортификационных сооружений, а также других объектов военной инфраструктуры, используемых всеми видами воинских формирований Российской Федерации.

В адъюнктуре и докторантуре ведётся подготовка научно-педагогических и научных кадров. В ВУЗе действуют 3 диссертационных совета по присуждению учёных степеней докторов и кандидатов наук. На базе института также осуществляется переподготовка и повышение квалификации специалистов Министерства обороны Российской Федерации и других воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти.

ВИ (ИТ) расположен в местах своего исторического основания в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы (в том числе в бывших казармах Кавалергардского полка). В непосредственной близости Инженерного замка, Летнего сада, музея А. В. Суворова, архитектурного ансамбля Смольного монастыря, Таврических дворца и парка.

Бережно сохраняются традиции Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров, Главного инженерного училища и Николаевской инженерной академии, поддержания уникальной квалификации профессорско-преподавательского состава: сейчас в ВИ (ИТ) работают 36 докторов наук, 167 кандидатов наук и 29 профессоров, среди них: 6 заслуженных деятелей науки и техники, 2 заслуженных экономиста, 1 заслуженный архитектор России. Университет имеет двенадцать специализированных научно-исследовательских лабораторий и уникальную научно-экспериментальную базу, во многом не имеющую аналогов.

История

Предыстория

Михайловский — Инженерный замок, где с 1823 года располагалось Главное инженерное училище, а сейчас вблизи расположен Военный институт (инженерно-технический).

Императором Александром I 24 ноября (6 декабря) 1819 года, созданное в 1810 году на базе трёхгодичной школы по подготовке инженерных кондукторов, но имевшее офицерское отделение для дополнительной двухгодичной подготовки инженеров (всего 5 лет), Санкт-Петербургское инженерное училище было преобразовано в Главное инженерное училище. Оно располагалась в Михайловском замке, после размещения училища переименованном в Инженерный замок. В 1855 году офицерские классы Николаевского инженерного училища (так с 1855 года стало называться Главное инженерное училище) были превращены в инженерную академию, в формальном составе Императорской военной академии, получившую название — Николаевская инженерная академия. В 1863 году Николаевское инженерное училище вновь объединялось с Инженерной академией, но с 1867 года Николаевская инженерная академия опять стала самостоятельной.

Николаевская инженерная академия стала первым высшим инженерным учебным заведением России. Как пишет выпускник Института инженеров путей сообщения С. П. Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного инженерного училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на высоком уровне уже на первом этапе и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин. Так Фёдор Михайлович Достоевский смог учиться в 1838—1843 годах, уже используя эту систему высшего образования.

После Октябрьской революции и создания Красной Армии молодой Советской Республики, Приказом РВСР № 392 от 18 декабря 1918 года бывшая Николаевская инженерная академия была переименована в Военно-инженерную академию РККА. В 1923 году после её объединения с Военной электротехнической академией создана Военно-инженерная и электротехническая академия РККА, а после объединения в 1925 году с Артиллерийской академией, в Ленинграде была создана Военно-техническая академия РККА, с 1926 года ставшая носить имя Ф. Э. Дзержинского, в которой имелся инженерный факультет. В 1932 году Военно-техническая академия расформировывается, на базе её факультетов в соответствии с их профилем формируются самостоятельные академии, а её бывший инженерный факультет перебрасывается в Москву — на его основе, а также на основе Московского Высшего инженерно-строительного училища создаётся новая Военно-инженерная академия, которой в 1935 году было присвоено имя В. В. Куйбышева. Однако через 7 лет назначенный на должность Наркома ВМФ флагман флота 2-го ранга (после 1940 года — адмирал) Н. Г. Кузнецов возвращает факультет назад в Ленинград (см. § История ВУЗа).

Административно-структурная чехарда вредила стабильному развитию и безусловно приводила к ослаблению научно-педагогических сил, глубоко Санкт-Петербургской по сути и духу высшей военно-инженерной школы, полученных страной от Николаевской инженерной академии и училища, но научно-педагогические силы были полностью восстановлены перед началом войны, при активном участии Николая Герасимовича Кузнецова, и во многом благодаря неоценимой помощи Ленинградского индустриального института [ЛИИ]. Таким образом, Николай Герасимович фактически сохранил для страны Санкт-Петербургскую высшую военно-инженерную научно-педагогическую школу, продолжающую славные традиции Николаевских высших военно-инженерных школ.

История вуза

Начало юридического существования нынешнего Военного института (инженерно-технического), как восстановленного на месте самостоятельного высшего военного учебного заведения, продолжающего традиции Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров, положил в 1939 году Ленинградский институт инженеров промышленного строительства, являвшийся отделённой частью основанного в 1899 году ЛИИ, а позднее и возвращённый в 1940 году инженерный факультет Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева (см. § Предыстория).

10 июня 1939 года было подписано Постановление Комитета обороны при СНК СССР об организации в Ленинграде Высшего военно-морского инженерно-строительного училища РК ВМФ [ВВМИСУ] — эта дата считается Днём рождения училища.

В Приказе Народного комиссара ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова об организации ВВМИСУ указывалось, что училище создается с целью подготовки военных инженеров для строительства военно-морских баз и береговых фортификационных сооружений Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота [РК ВМФ]. Училищу присваиваются права высшего технического учебного заведения. Срок обучения был определен равным 5 годам и 8 месяцам.

На начальном этапе с 1939 по 1940 годы в училище был всего один факультет — Факультет строительства военно-морских баз. В августе 1940 года в ВВМИСУ был переведён инженерный факультет из Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева, который был преобразован в Факультет фортификации. В 1941 году эти два факультета были объединены в один — Факультет берегового строительства.

10 июня 1941 года ВВМИСУ реорганизовано в Высшее инженерно-техническое училище ВМФ СССР [ВИТУ ВМФ]. В этот же день в училище создаётся ещё один факультет — Электромеханический (впоследствии 27 июля 1983 года переименованный в Факультет энергетики).

За участие в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года ВИТУ ВМФ награждено орденом Красного Знамени и становится Высшим инженерно-техническим Краснознамённым училищем ВМФ СССР [ВИТКУ ВМФ].

Затем в состав училища вошли Красносельское военное пожарное училище, Ростовское военное дорожно-строительное училище и Читинское военное аэродромно-строительное училище.

В сентябре 1960 года ВИТКУ ВМФ было переименовано в Высшее военное инженерное техническое Краснознамённое училище [ВВИТКУ]. Училище стало готовить кадры в интересах военного строительства, а также инженерного обеспечения всех видов Вооружённых Сил СССР.

В январе 1974 года училищу было присвоено имя бывшего Заместителя министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск генерала армии А. Н. Комаровского. С этого времени оно стало именоваться Ленинградским высшим военным инженерным строительным Краснознамённым училищем имени генерала армии А. Н. Комаровского [ЛВВИСКУ].

01 марта 1986 училище За выдающиеся военные заслуги и большой вклад в дело укрепления обороноспособности страны и подготовку военных специалистов ГДР, награждено Боевым орденом «За заслуги перед народом и Отечеством в золоте»

21 ноября 1991 года в связи с переименованием г. Ленинград в Санкт-Петербург училище получает наименование Санкт-Петербургское высшее военное инженерное строительное училище имени генерала армии А. Н. Комаровского [С-Пб.ВВИСУ].

10 августа 1993 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 767 С-Пб.ВВИСУ переименовано в Военный инженерный строительный институт [ВИСИ].

18 июня 1997 года на базе двух высших военно-учебных заведений Минобороны России: Военного инженерного строительного института [ВИСИ] и Пушкинского высшего военного инженерного строительного училища [ПВВИСУ] Постановлением Правительства России № 745 был образован Военный инженерно-технический университет [ВИТУ], объединивший личный состав и материально-техническую базу обоих ВУЗов. Головное подразделение университета располагалось на месте бывшего ВИСИ в Санкт-Петербурге (ул. Захарьевская, 22), а вторая по величине учебная база (Учебная база № 2), включавшая в себя исторический Дворец княгини Ольги Палей — на месте бывшего ПВВИСУ в Пушкине (Советский пер., 2): 59°42′50″ с. ш. 30°24′52″ в. д.

В сентябре 1998 года на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 года № 1009 к университету присоединено Тольяттинское высшее военное командно-инженерное строительное училище [ТВВКИСУ], которое стало Тольяттинским филиалом ВИТУ, готовящим командный состав, военных инженеров и специалистов по специальностям «Промышленное и гражданское строительство», «Городское строительство и хозяйство» и «Пожарная безопасность».

12 ноября 2004 года на основании директивы Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Тольяттинский филиал ВИТУ отделён от университета и вновь преобразован в самостоятельное высшее военно-учебное заведение.

В 2009 году одновременно с организационно-штатными изменениями (см. § Институт после 2000 года) ВУЗ прекращает подготовку офицеров по специальности «Промышленное и гражданское строительство», перейдя к обучению курсантов по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений».

В современном юридическом виде бывший Военный инженерно-технический университет продолжает существовать как Военный институт (инженерно-технический), являясь дочерним институтом Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва [ВА МТО] (см. § Институт после 2000 года).

Сохранение и развитие традиций Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров

Санкт-Петербургский Военный институт (инженерно-технический) продолжает более чем 200-летнее сохранение и развитие научных и педагогические традиций коренных Санкт-Петербургских инженерных школ России на своей исторической родине. В отличие от многих других учебных заведений, непрерывная преемственность сохранялась с момента создания высшего учебного заведения в 1810 году. Несмотря на исторические перипетии, даже в самые худшие годы ВВУЗ продолжал существовать в той или иной форме, что безусловно положительно сказалось на сохранение традиций. Традиция плодотворной исторической связи, как и традиционная связанность и взаимозависимость учебных планов и программ, сознательно сохранялась и поддерживалась между Николаевской инженерной-академией и Николаевским инженерным училищем, что позволяло обеспечивать более высокое качество инженерного образования. Примером этого сотрудничества могло бы стать, совместное, училищем и академией, издание журнала «Инженерные записки» переименованном в «Инженерный журнал».

Военный институт (инженерно-технический) является прямым исторически законным продолжателем традиций, одновременно, высшей школы военных инженеров Санкт-Петербургского политехнического института, которую мог бы символизировать Юрий Кондратюк (Александр Шаргей), и по причине юридического факта сохранения преемственности после возвращения факультета в 1939 году с расположением на месте основания, прямым наследником традиций Петербургской высшей школы военных инженеров Главного военно-инженерного училища, в котором учился Фёдор Михайлович Достоевский, обозначенных возвращением на историческую родину морского инженерного факультета академии (организованной в 1932 году в Москве на базе Инженерно-строительного училища).

Институт является юридически законным продолжателем традиций Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров, которую, мог бы символизировать выпускник Николаевской инженерной академии 1883 года Леонид Константинович Артамонов, русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»).

ВИ (ИТ) с момента образования имеет уникальный состав научно-педагогического коллектива, как продолжение одной из исторических традиций Николаевского инженерного училища (бывшего Главного инженерного училища) и Николаевской инженерной академии. Достаточно сказать, что в Санкт-Петербурге с целью подготовки военных инженеров, в разное время привлекались: для преподавания химии — Д. И. Менделеев, для преподавания фортификации — Н. В. Болдырев, математики — М. В. Остроградский, путей сообщения — А. И. Квист, а тактику, стратегию и военную история преподавал Г. А. Леер. C самого начала в составе высшего военного учебного заведения всегда были всемирно известные ученые: так основатель отечественной школы строительной механики и теории упругости Б. Г. Галеркин возглавлял кафедру строительной механики, а знаменитый математик и экономист, лауреат Нобелевской премии Л. В. Канторович соглашался заведовать кафедрой математики; здесь работпли выдающийся учёный-электротехник Д. А. Завалишин, феноменальный военный инженер — фортификатор Н. И. Унгерман, уникальный теплотехник А. Н. Ложкин и многие другие неординарные инженеры и ученые. Выдающимся преподавателем был профессор и «отец русской цементной промышленности» А. Р. Шуляченко. Преподаватель Александр Ильич Квист отличался способностью красноречиво и увлекательно излагать свой предмет — фортификацию.

Одной из главных традиций института безусловно является гармоничное соединение патриотизма и духовной силы с высочайшим уровнем военно-инженерной компетенции выпускников.

От Великой Отечественной войны до наших дней

Стойкость и инженерная подготовка выпускников были доказаны во время Великой Отечественной войны. Особую роль в обороне Ленинграда сыграл форт «Красная Горка», построенный по проекту профессора К. И. Величко, преподававшего в Военно-технической академии РККА им. Ф. Э. Дзержинского до самой смерти в 1927 году. ВИТУ ВМФ реально участвовало в войне, выпуская военных инженеров для всех фронтов. Кроме того, личный состав непосредственно принимал участие в обороне Ленинграда. Преподаватели и курсанты участвовали в работах по строительству оборонительных сооружений летом и осенью 1941 года, обеспечивали патрульную службу, занимались маскировкой зданий и сооружений, осуществляли инженерное обеспечение обороны города, готовясь к уличным боям. Значительная часть профессорско-преподавательского состава принимала участие в экспертных и проектных работах для фронта. Группу экспертов начальника инженерной обороны Ленинграда возглавлял академик Б. Г. Галёркин. В группу входили профессора Б. Д. Васильев, Н. А. Кандыба, C. А. Шустиков, Н. И. Унгерман, доценты С. С. Голушкевич, П. И. Клубин. Научные работы С. С. Голушкевича о ледовых переправах обеспечили теоретическую основу для создания Дороги жизни на Ладожском озере и связи со страной. Профессор Н. Н. Лукницкий занимался научными консультациями производства сборных железобетонных огневых точек. Профессор Л. В. Канторович решал проблему уменьшения рисков и обеспечения безопасности Дороги жизни. Механическая мастерская лаборатории кафедры сопротивления материалов круглосуточно производила детали стрелкового оружия. Большое количество выпускников, командиров, преподавателей и курсантов, участвовавших в войне, были удостоены высоких правительственных наград. 24 июня 1945 года курсанты награждённого годом ранее орденом Красного Знамени училища приняли участие в Параде Победы, а всему личному составу были вручены медали «За оборону Ленинграда».

В советский период своего существования ВИ (ИТ) подготовил более 30 тысяч инженеров; среди выпускников 115 заслуженных строителей и более 100 генералов и адмиралов, в том числе 3 генерал-полковника: Н. И. Котылев, Л. В. Шумилов и А. В. Соломатин.

Институт после 2000 года

В начале 2009 года, в ходе I этапа реформы ВС РФ, начатой в 2008 году по инициативе Министра обороны Российской Федерации А. Э. Сердюкова, включавшего в себя мероприятия по объединению военных ВУЗов, на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1951-р ВИТУ вместе с ещё пятью военными ВУЗами: ВТУ ЖДВ и ВОСО (Санкт-Петербург/Петергоф), ВВВУТ, УВВТУ, ВВИ (Москва) и ТВТИ — были ликвидированы как самостоятельные учреждения и присоединены к Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВАТТ] в форме университетов и институтов, входящих в её состав, с целью последующего образования на их основе обособленных структурных подразделений академии. В этот переходный период ВУЗ именуется Военный инженерно-технический университет Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИТУ ВАТТ]. Примечательно, что 2 из вышеперечисленных ВУЗов: Вольское высшее военное училище тыла имени Ленинского комсомола [ВВВУТ] и Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого [УВВТУ], ранее уже подвергались реорганизации в филиалы ВАТТ — в те же годы, когда Тольяттинский военный технический институт [ТВТИ] реорганизовывался в филиал ВИТУ.

Примерно через год, в декабре 2009 года, на основании Распоряжения Правительства России от 11 ноября 2009 года № 1695-р ВИТУ ВАТТ и 4 других ВУЗа из числа включённых в академию — преобразовываются в её филиалы. Кроме того университет меняет своё наименование на «институт», после чего начинает именоваться Военный инженерно-технический институт (филиал) Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИТИ ВАТТ]. В дальнейшем 3 из вновь вошедших в состав ВАТТ военно-учебных заведений: Военно-ветеринарный институт [ВВИ], а также УВВТУ и ТВТИ, в 2010—2011 годах были расформированы. В 2012 году вместо них в качестве филиалов ВАТТ включены бывшие Омский танковый инженерный институт имени Маршала Советского Союза П. К. Кошевого и Пензенский артиллерийский инженерный институт имени Главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова.

В связи с организационно-штатными изменениями в 2010—2011 годах, количество кафедр ВИТИ ВАТТ сокращено до 11. Ликвидируется его Учебная база № 2 в Пушкине (бывшее ПВВИСУ). Комплекс её зданий, включая Дворец Ольги Палей, формально являясь собственностью Минобороны России, несколько лет стоял бесхозным. Затем в 2013 году был передан на правах оперативного управления Научно-исследовательскому детскому ортопедическому институту имени Г. И. Турнера, который подверг территорию бывшего ПВВИСУ кардинальной реконструкции, не оставив практически ничего от вышеупомянутого строительного училища (за исключением зданий, числившихся памятниками архитектуры).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2012 года № 545 «О мерах по совершенствованию структуры военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» Военный инженерно-технический институт (филиал) ВАТТ получает статус дочернего института Военной академии тыла и транспорта, и новое наименование: Военный институт (инженерно-технический) Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ИТ) ВАТТ], а после смены 21 июня 2012 года названия своего головного ВУЗа (ВАТТ на ВА МТО), ВИ (ИТ) стал носить текущее наименование — Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва [ВИ (ИТ) ВА МТО].

В 2015 году, в связи с расформированием Военно-технического университета [ВТУ], в институте организовывается новая специальность — «Наземные транспортно-технологические средства», одновременно с этим из ВТУ прибывает личный состав для доучивания по той же специальности. Исходя из этого количество кафедр в институте увеличивается до 13.

Факультеты и отделения

  • Инженерно-технический факультет;
  • Факультет энергетики;
  • Санитарно-техническое отделение;
  • Факультет строительства военно-морских баз;
  • Специальный факультет;
  • Факультет переподготовки и повышения квалификации;
  • Отделение среднего профессионального образования.
  • Для личного состава установлена армейская форма одежды военнослужащих Сухопутных войск.

    Специальный факультет

    Готовит иностранных специалистов как ближнего зарубежья, так и дальнего, в соответствии с программой высшего профессионального образования по 2 специальностям согласно ОКСО (ОК 009-2003 и ОК 009-2016 соответственно):

    • «Промышленное и гражданское строительство»;
    • «Строительство уникальных зданий и сооружений».
    Факультет энергетики

    Готовит военных инженеров в соответствии с программой высшего профессионального образования по военно-учётной специальности:

    • «Монтаж, эксплуатация и ремонт систем энергообеспечения объектов специального назначения и инфраструктуры флота» (код ОКСО: 2.13.05.01; квалификация: «инженер»).
    Санитарно-техническое отделение

    Готовит военных специалистов в соответствии с программой высшего профессионального образования по военно-учётным специальностям:

    • «Монтаж, эксплуатация и ремонт систем жизнеобеспечения объектов военной инфраструктуры и специальных защищённых сооружений» (код ОКСО: 9.56.05.01; квалификация: «специалист»);
    • «Обеспечение пожарной безопасности Вооружённых Сил Российской Федерации» (код ОКСО: 2.20.05.01; квалификация: «специалист»).
    Факультет строительства военно-морских баз

    Готовит военных инженеров в соответствии с программой высшего профессионального образования по военно-учётной специальности:

    • «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», специализация: «Строительство и эксплуатация специальных объектов военно-морских баз» (код ОКСО: 2.08.05.01; квалификация: «инженер-строитель»).
    Инженерно-технический факультет

    Готовит военных инженеров в соответствии с программой высшего профессионального образования по военно-учётным специальностям:

    • «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (код ОКСО: 2.08.05.01; квалификация: «инженер-строитель»);
    • «Применение автомобильных подразделений и частей» (код ОКСО: 2.23.05.01; квалификация: «инженер»).
    Факультет переподготовки и повышения квалификации

    Образован 12 мая 2009 года на базе Академических курсов переподготовки и повышения квалификации ВИТУ. Осуществляет переподготовку по гражданским специальностям военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. На факультете ведётся переподготовка по 12 специальностям на базе высшего профессионального образования согласно ОКСО:

    Также на факультете проводится переподготовка по 2 специальностям на базе среднего профессионального образования согласно ОКСО:

    • «Промышленная теплоэнергетика»;
    • «Водоснабжение и водоотведение».
    Отделение среднего профессионального образования

    Готовит военных специалистов в соответствии с программой среднего профессионального образования по военно-учётным специальностям:

    • «Водоснабжение и канализация» (код ОКСО: 2.08.02.04; квалификация: «техник», «старший техник»);
    • «Организация противопожарной охраны» (код ОКСО: 2.20.02.04; квалификация: «техник», «старший техник»).

    Кафедры

    Кафедры до 2010 года Кафедры в 2010—2015 годах Кафедры после 2015 года

    Специальности подготовки

    Обучение ведётся в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОК 009-2016) по 5 специальностям высшего образования (специалитет, срок обучения 5 лет):

    • 2.08.05.01: «Строительство уникальных зданий и сооружений»;
    • 2.13.05.01: «Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов»;
    • 9.56.05.01: «Тыловое обеспечение»;
    • 2.20.05.01: «Пожарная безопасность».
    • 2.23.05.01: «Наземные транспортно-технологические средства»;

    И по 2 специальностям среднего профессионального образования в соответствии с ОКСО (подготовка специалистов среднего звена, срок обучения 2 года 10 месяцев):

    • 2.08.02.04: «Водоснабжение и водоотведение»;
    • 2.20.02.04: «Пожарная безопасность».

    Правилами приёма установлены дополнительные требования к абитуриентам. Помимо традиционных для гражданских вузов ЕГЭ по трём предметам (русский язык, математика, физика или обществознание) необходимо сдать нормативы (экзамены) по подтягиванию на перекладине, бегу на 100 м и 3 км, плаванию на 100 м — при наличии условий (вольным стилем или брассом). Баллы за упражнения суммируются к баллам за испытания по ЕГЭ.

    Известные преподаватели и выпускники

    Известные выпускники и преподаватели Санкт-Петербургской Высшей школы военных инженеров Военного инженерно-технического университета:

    • Аренс, Аполлон Иванович — военный инженер, генерал-майор, штатный преподаватель Николаевской инженерной академии;
    • Артамонов, Леонид Константинович — русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»);
    • Абрамов, Фёдор Фёдорович — генерал-лейтенант, в эмиграции помощник Главнокомандующего Русской Армией, начальник всех частей и управлений Русской армии;
    • Брянчанинов, Дмитрий Александрович , епископ Кавказский и Ставропольский Игнатий (Брянчанинов) - причислен к лику святых, святитель, монах, богослов, проповедник, православный писатель, духовный наставник для миллионов православных христиан;
    • Буйницкий, Нестор Алоизиевич — генерал-лейтенант;
    • Бульмеринг, Евгений Михайлович (1834—1897) — Керченский комендант, герой русско-турецкой войны 1877—1878 гг.;
    • Бунин, Михаил Александрович — генерал-лейтенант, заместитель командующего войсками Ленинградского военного округа по строительству и расквартированию войск;
    • Бурман, Георгий Владимирович — генерал-майор, создатель противовоздушной обороны Петрограда, начальник Офицерской электротехнической школы;
    • Вегенер, Александр Николаевич — русский военный воздухоплаватель, военный лётчик и инженер, авиаконструктор, начальник Главного аэродрома, первый начальник ВВИА им. Н. Е. Жуковского;
    • Величко, Константин Иванович (1856—1927, Ленинград) — русский военный инженер, профессор фортификации, в 1918 добровольно вступил в Красную Армию, автор многочисленных фортификационных проектов, в том числе системы форта Красная горка;
    • Войницкий, Генрих Станиславович — военный инженер, архитектор и профессор, специалист по вентиляции и отоплению;
    • Галёркин, Борис Григорьевич (20 февраля 1871—1945) — российский и советский инженер, учёный в области теории упругости и математик, академик АН СССР (с 1935, член-корреспондент с 1928), инженер-генерал-лейтенант;
    • Гершельман, Владимир Константинович — начальник мобилизационного управления штаба УВО;
    • Головин, Харлампий Сергеевич — директор Санкт-Петербургского технологического института;
    • Григорович, Дмитрий Васильевич — писатель;
    • Достоевский, Фёдор Михайлович — писатель;
    • Дутов, Александр Ильич — генерал-лейтенант, атаман Оренбургского казачьего войска;
    • Канторович, Леонид Витальевич (1912—1986) — советский математик и экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1975 года «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов». Пионер и один из создателей линейного программирования;
    • Капица, Леонид Петрович (1864—1919), отец Петра Леонидовича Капицы — генерал-майор инженерного корпуса, строил кронштадтские форты;
    • Карбышев, Дмитрий Михайлович — генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза;
    • Кауфман, Константин Петрович — инженер-генерал, генерал-адъютант, туркестанский генерал-губернатор;
    • Кауфман, Михаил Петрович — генерал-лейтенант, генерал-адъютант, член Государственного Совета;
    • Квист, Александр Ильич — русский инженер и фортификатор;
    • Кондратенко, Роман Исидорович — генерал-лейтенант, герой обороны Порт-Артура;
    • Коргузалов, Владимир Леонидович — гвардии майор, начальник инженерной службы 3-го гвардейского механизированного корпуса 47-й армии Воронежского фронта, Герой Советского Союза;
    • Краевич, Константин Дмитриевич — российский физик, математик и педагог;
    • Кривов, Валентин Гаврилович — учёный в области дизельных и комбинированных энергетических установок и станций автономного энергоснабжения;
    • Кривошеин, Григорий Григорьевич (1868—1940) — генерал-майор (с 1912 года), мостостроитель;
    • Кюи, Цезарь Антонович — композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал;
    • Ласковский, Фёдор Павлович (1843—1905) — генерал-лейтенант (с 1896), участник Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.;
    • Леман, Анатолий Иванович — русский писатель, скрипичный мастер;
    • Лишин, Николай Степанович — изобретатель ударной ручной гранаты;
    • Лукомский, Александр Сергеевич — генерал-лейтенант, глава Правительства при Главнокомандующем ВСЮР генерале Деникине;
    • Май-Маевский, Владимир Зенонович — генерал-лейтенант, командующий Добровольческой армией;
    • Максутов, Дмитрий Дмитриевич (1896—1964) — советский учёный, оптик, член-корреспондент АН СССР (1946);
    • Мауер Михаил Фёдорович (1866—1949) — русский военный инженер и архитектор, революционер, титулярный советник, подпоручик;
    • Менделеев, Дмитрий Иванович (1834—1907) — русский учёный и общественный деятель. Химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель, энциклопедист. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов;
    • Можаев, Борис Андреевич — русский писатель-прозаик;
    • Великий Князь Николай Николаевич Младший;
    • Остроградский, Михаил Васильевич (1801—1862) — российский математик и механик, признанный лидер математиков Российской империи середины XIX века;
    • Паукер, Герман Егорович — генерал-лейтенант;
    • Петин, Николай Николаевич — комкор, начальник инженеров РККА;
    • Половцов, Виктор Андреевич — писатель-филолог и педагог;
    • Поливанов, Алексей Андреевич — русский военный деятель;
    • Петров, Николай Павлович (1836—1920) — инженер-генерал, профессор, инженер-механик, основоположник гидродинамической теории смазки, председатель Русского технического общества (1896—1905), член Государственного Совета;
    • Ракинт, Николай Александрович (1850—1922) — генерал-майор инженер, брат генерал-майора В. А. Ракинта;
    • Сенницкий, Викентий Викентиевич — генерал от инфантерии;
    • Сеченов, Иван Михайлович — учёный-физиолог;
    • Теляковский, Аркадий Захарович — инженер-генерал-лейтенант;
    • Тотлебен, Эдуард Иванович — генерал-адъютант, выдающийся русский инженер и фортификатор;
    • Трутовский, Константин Александрович — художник;
    • Унтербергер, Павел Фёдорович — генерал-лейтенант, генерал-губернатор Приамурского края и командующий войсками военного округа, наказной атаман Амурского и Уссурийского казачьих войск;
    • Пётр Карлович Услар — русский военный инженер (генерал-майор), лингвист и этнограф. Один из крупнейших кавказоведов XIX века, автор грамматических описаний абхазского, чеченского, аварского, лакского, даргинского, лезгинского и табасаранского языков;
    • Шварц Алексей Владимирович — генерал-лейтенант, генерал-губернатор Одессы;
    • Шперк, Венедикт Фридрихович — военный инженер, историк, полковник. Сын Ф. Э. Шперка;
    • Шуляченко, Алексей Романович — русский химик создатель цемента, основные труды посвящены теории твердения вяжущих (гидравлическая известь и портландцемент), изучению причин разрушения бетона и способов его предупреждения.