704-й штурмовой авиационный полк

704-й штурмовой авиационный полк

18.12.2020

704-й штурмовой авиационный полк, он же до апреля 1942 года 704-й ночной бомбардировочный авиационный полк — воинская часть вооружённых сил СССР в Великой Отечественной войне.

История

Формировался как 704-й ночной бомбардировочный авиационный полк с ноября 1941 года, имел на вооружении самолёты У-2.

В составе действующей армии с 21 декабря 1941 по 18 марта 1942, как ночной бомбардировочный и с 12 ноября 1942 по 3 сентября 1943 года, как штурмовой.

В декабре 1941 года прибыл в распоряжение Волховского фронта, базировался на аэродроме близ Малой Вишеры . Зимой и весной 1942 года, участвует в Любанской операции, действует в районе Новгорода, Спасской Полисти, Мясного Бора, Киришей, Шимска, ведёт ночные бомбардировки, включая разлив зажигательной смеси, доставляет в окружённую 2-ю ударную армию боеприпасы, продукты, медикаменты, обратно вывозит раненых. Действовал по Волхову до марта 1942 года, после чего отведён на переформирование в Ижевск.

В течение лета 1942 года в Ижевске переформирован и переобучен на штурмовики Ил-2. 18 августа 1942 году убыл в Балашов, где получил материальную часть. В ноябре 1942 года направлен на Калининский фронт, базировался в 20 километрах восточнее города Осташкова , действует с 4 по 26 декабря 1942 года в частности в районе Ржев, Белый, Оленино.

28 декабря 1943 года полк, в составе дивизии, переброшен под Ленинград, где в январе 1943 года принимает участие в Операции «Искра». Действуя с полевого аэродрома Гремячево, немного южнее железнодорожной станции Будогощи , поддерживал войска 2-й ударной армии. В феврале 1943 года полк привлекался для участия в Красноборско-Смердынской операции, действует по линии фронта Смердыня – Басино – южный берег реки Тигода, ведёт штурмовку в районе Макарьевской Пустыни.

23 февраля 1943 года возвращён на Калининский фронт, где находится в резерве фронта до июня 1943 года. В начале июня 1943 года полк передан на Западный фронт, где с 7 августа 1943 года полк активно действовал на ельнинском и спас-деменском направлениях, поддерживая 10-ю гвардейскую и 33-ю армию.

Приказом НКО СССР №265 от 3 сентября 1943 года и Директивой Генштаба №. Орг/10/138919 от 4 сентября 1943 года преобразован в 131-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

Наименование 95-й гвардейский штурмовой авиационный полк получил 10.01.1949 года.

Подчинение

Командиры

  • Сергей Федотович Простаков, майор
  • Борис Иванович Давыдов, майор


Память

  • в посёлке Лебяжьем Ленинградской области установлен памятник «Защитникам ленинградского неба». На постаменте на центральной улице посёлка — Приморской улице, установлен самолёт Ил-2 (заводской номер 5370). Самолёт Ил-2 был найден в 1978 году на дне озера Белое у деревни Костуя аквалангистами ДОСААФ, после чего был поднят на поверхность вместе с останками членов его экипажа. Самолёт был восстановлен силами преподавателей и курсантов Ломоносовского военного авиационно-технического училища и установлен на территории училища. Установлено, что это самолёт принадлежал 704-му штурмовому авиаполку 232-й штурмовой авиадивизии, пропал без вести 18 февраля 1943 года в ходе выполнения боевого задания во время Операции «Искра» по прорыву Блокады Ленинграда. Установлен экипаж: летчик младший лейтенант Виктор Николаевич Шишковец и воздушный стрелок младший сержант Василий Фёдорович Данилов. Экипаж был торжественно захоронен 22 августа 1979 года на мемориале «Берёзовая Аллея» в городе Любани.