Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Струя (тендер)

«Струя» — тендер Черноморского флота Российской империи, находившийся в составе флота с 1835 по 1855 год. Во время службы принимал участие в действиях флота у кавказского побережья и практических плаваниях в Чёрном море, использовался в качестве брандвахтенного судна и находился в личном распоряжении русского посланника в Греции. Тендер перенес два кораблекрушения в Новороссийске и Еникале, после первого крушения был поднят со дна и восстановлен, после второго исключён из списков судов флота.

Описание судна

Парусный одномачтовый тендер с деревянным корпусом. Длина судна составляла 21,4 метра, ширина без обшивки — 7,3 метра, осадка 3,9 метра, а глубина интрюма — 3,2 метра. По состоянию на 1853 год вооружение тендера состояло из двух 3-фунтовых чугунных пушек и десяти 12-фунтовых карронад. По состоянию на 1848 год экипаж судна состоял из 52 человек: командира тендера в звании капитан-лейтенанта, двух мичманов, штурмана в звании прапорщика и 48 нижних чинов.

История службы

Тендер «Струя» был заложен на стапеле Николаевского адмиралтейства 12 (24) сентября 1834 года и после спуска на воду 13 (25) июля 1835 года вошел в состав Черноморского флота России. Строительство вёл кораблестроитель капитан Г. Иванов.

В кампании 1836 и 1837 годов принимал участие в действиях отрядов Черноморского флота у кавказских берегов, в том числе у берегов Абхазии. В 1838 и 1839 годах выходил в практические плавания в Чёрное море. В кампанию 1840 года перешёл в Константинополь и в течение 1840 и 1841 годов находился в распоряжении русского посланника в Греции, при этом совершал плавания в Архипелаге и Средиземном море. Во время пребывания в районе Дарданелл, командир тендера лейтенант Н. М. Соковкин наблюдал за перелётами птиц и «…беспощадно стрелял разного рода птиц для того, чтобы узнать соотношение их веса к площади их крыльев, которые срисовывал из удивления к разным подробностям покроя этих парусов». В результате дальнейших исследований удалось найти соотношение между весом птицы и величиной площади её крыльев.

В 1842 году нёс брандвахтенную службу в Евпатории. В кампании с 1844 по 1848 год в составе отрядов кораблей Черноморского флота вновь участвовал в действиях Черноморского флота у Кавказского побережья, в том числе Абхазии. 14 (26) января 1848 года находился в Новороссийске, где был застигнут борой, при температуре воздуха в -16 градусов залит волнами, обмёрз и затонул со всем экипажем на борту. 4 (16) августа 1848 года тендер был поднят со дна и 17 (29) августа 1848 года на буксире пароходофрегата «Бессарабия» доставлен на ремонт в Севастополь.

После ремонта с 1850 по 1853 год нёс брандвахтенную службу в Бердянске. В кампанию 1853 года подвергся тимберовке в Севастополе. В 1855 году тендер «Струя» затонул в Еникале.

Командиры судна

Командирами тендера «Струя» в разное время служили:

  • лейтенант В. А. Васильев (1836—1838 годы);
  • лейтенант Ф. К. Безуар (1838—1839 годы);
  • лейтенант Н. М. Соковкин (1839—1842 годы);
  • капитан-лейтенант П. А. Леонов (с 1844 года по 14 (26) января 1848 года);
  • лейтенант А. Е. Романов (1850 год);
  • лейтенант В. Г. Стронский (1851—1853 годы).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: