Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезные советы



















Яндекс.Метрика





Литургия преждеосвященных Даров

Литургия преждеосвященных Даров, или литургия Григория Двоеслова (греч. Λειτουργία Προηγιασμένων Τιμίων Δώρων) — вечерня, во время которой христиане причащаются Святых Даров, освященных прежде — на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста — и сохраняемые в ковчежце, обычно на престоле или, реже, на жертвеннике. Литургия преждеосвященных Даров в строгом смысле литургией не является, так как в этом богослужении нет анафоры, и во время этого богослужения не совершается преложение Святых Даров.

История

Литургия преждеосвященных Даров восходит к апостольским временам. Григорий Двоеслов восстановил широкое употребление этой литургии в Римской и других западных церквах. Иерусалимский патриарх Досифей II писал: «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова». Однако в некоторых богослужебных рукописях с XVI века составление литургии преждеосвященных Даров приписывается святителю папе римскому Григорию Двоеслову.

Шестой Вселенский собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

В современной практике Православной церкви служится в среду и пятницу Святой Четыредесятницы, в полиелейные (Иверской иконы Божией Матери, 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи, Сорока Севастийских мучеников), храмовые праздники, в четверг 5-й седмицы Великого поста и с понедельника по среду Страстной седмицы. Возможно её совершение в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (24 марта (7) апреля). До 1930 года в Киево-Печерской лавре совершалась ежедневно в седмичные дни Великого поста (кроме его первых двух дней), что было пережитком Студийского устава, который господствовал в Русской церкви до XV века. В настоящее время эта традиция утеряна.

Чинопоследование

Литургия Преждеосвященных Даров по сути является вечерней, на которой происходит торжественное причащение. В связи с этим первая часть литургии практически не отличается от вечерни (до вечернего входа и паремий), а вторая схожа с литургией верных «полной литургии», но без евхаристического канона.

Первая часть

Как и вечерня, литургия Преждеосвященных Даров начинается с предначинательного 103-го псалма и великой ектении. Затем следует кафизма (чаще всего 18-я) — «псалмы степени» (церковно-слав, в Синодальном переводе «псалмы восхождения» — с псалма 119-го до псалма 133-го с малыми ектениями на каждой «Славе». Традиция связывает 15 — количество псалмов восхождения с 15 ступенями Иерусалимского храма, на которых они пелись ветхозаветными священниками. Последование вечерни сопровождается в алтаре литургическими элементами: во время первого антифона священник извлекает из дарохранительницы (во многих храмах в качестве дарохранительницы в данном случае используется дискос с звездицей и покровцом небольшого размера, который накрывается специальным колпаком, от попадания пыли) прежде освящённый (то есть освящённый раньше — в предшествующее воскресение) Агнец и помещает его на дискос, во время второго — кадит алтарь и находящиеся там Дары, во время третьего — переносит Дары с престола на жертвенник, проходя через Горнее место. В связи с этим во время третьего антифона все присутствующие в алтаре, а по благочестивой традиции и все молящиеся во храме, преклоняют колени.

После третьей краткой ектении вновь возобновляется последование вечерни — поются 140, 141, 129, 116 псалмы с соответствующими стихирами (то есть стихиры на «Господи, воззвах»), осуществляется вечерний вход с кадилом (если на литургии читается Евангелие, то с ним), поётся «Свете тихий» и читаются две паремии, предваряемые прокимнами. В течение шести недель Четыредесятницы первая паремия берётся из Книги Бытия, вторая — из Притчей Соломоновых; в великие Понедельник, Вторник и Среду — из Книг Исход и Иова соответственно.

Характерной особенностью литургии Преждеосвященных Даров является благословение священником молящихся со словами «Свет Христов просвещает всех» и зажжённой свечой и кадилом в руках, происходящее между чтениями паремий. По обычаю, все молящиеся принимают благословение коленопреклоненно. Это благословение связано с раннехристианским обычаем зажжения светильника на вечерне (с ним же связано название тайных молитв священника на вечерне — «светильничные»).

Завершается первая часть литургии Преждеосвященных Даров пением избранных стихов 140-го псалма с рефреном («Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…»). По Уставу стихи читает чтец, а рефрен исполняется хором. В богослужебной практике нередко стихи поёт хор, а рефрен — молящиеся в алтаре. При этом все молящиеся преклоняют колена. Вслед за этим священник в алтаре возглашает молитву Ефрема Сирина, сопровождаемую тремя земными поклонами.

Если в этот день полагается чтение Евангелие (в великие Понедельник, Вторник, Среду и некоторые другие дни), оно читается после 140-го псалма.

Вторая часть

  • Сугубая ектения,
  • Первая и вторая молитвы верных,
  • Великий вход,
  • Молитва Ефрема Сирина,
  • Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу…»),
  • Отче наш,
  • Главопреклоненная молитва,
  • Возглас священника «Преждеосвященная Святая святым» и приобщение духовенства и мирян.

В связи с тем, что Дары уже освящены ранее, молитвы верных посвящены не просьбе о принятии и освящении Даров, а о достойном их причащении. Великий вход на литургии Преждеосвященных Даров существенно отличается от аналогичного входа на «полной» литургии тем, что в процессии переносятся с жертвенника на алтарь уже освящённые Дары, то есть Тело Христово. В связи с этим, чашу и дискос несёт священник, держа дискос правой рукой над чашей «близ чела», диакон предшествует ему, обратив лицо к Дарам (то есть идёт, пятясь) и часто кадит, а молящиеся преклоняют колена. Великий вход сопровождается особенным песнопением, разделяемым на две части:

«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се, бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится (то есть торжественно переносится).»

  • Вход со Святыми Дарами,

«Верою и любовию приступим, да причастницы Жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.»

Особенно торжественно этот Великий вход происходит в греческих Церквах, где сохранился обычай совершать полный вход, то есть священник и диакон выходят из алтаря северными вратами, идут по храму вплоть до западных врат и затем возвращаются в алтарь через Царские врата.

Особенности

  • Отсутствует первая часть полной Литургии — проскомидия;
  • Литургия предваряется службой не только 3-го и 6-го, но и 9-го часа с последованием изобразительных;
  • Начиная со среды 4-й седмицы Великого поста сразу же за ектенией об оглашенных следует ектения о «готовящихся к Святому Просвещению», то есть ко Крещению, которое в древней Церкви совершалось в Великую субботу;
  • Согласно традиции, распространённой исключительно в Русской Православной церкви и отсутствующей у греков, на Литургии преждеосвященных Даров не принято причащать младенцев (которые на обычной литургии причащаются только Кровью Христовой);
  • В 2010-е годы в ряде московских храмов возникла традиция совершения Литургии преждеосвященных Даров в вечернее время (так как соединяется с вечерней). Это не противоречит церковным канонам и даёт возможность учащимся и работающим в утреннее и дневное время посетить богослужение. В этом случае готовящиеся ко причащению могут позавтракать, но после полудня (12 часов) воздерживаются от еды и питья — до причащения остаётся примерно 7-8 часов.

  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: