Арлекин

Арлекин

19.12.2020

Арлекин, Арлеккино (итал. Arlecchino, фр. Arlequin) — персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска итальянского площадного театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Бригеллой (первым дзанни), Панталоне и Доктором. Также Арлекин является персонажем повести-сказки «Золотой Ключик или Приключения Буратино», здесь он кукла и партнёр Пьеро по сцене.

Описание

  • Происхождение: уроженец Бергамо (Ломбардия), переехавший в поисках лучшей доли в богатейший город — Венецию.
  • Занятие: слуга (дзанни).
  • Костюм: крестьянская рубаха и панталоны, обшитые разноцветными заплатками — кусками ткани в форме ромбов. Костюм очень красочный; преимущественно жёлтый, но встречаются куски разных цветов — зелёный, голубой и красный. На голове у него шапочка, украшенная заячьим хвостиком или, позже, бубенчиками. На поясе — кошель или деревянный меч. Обут в очень лёгкие туфли, которые позволяют ему свободно перемещаться и совершать акробатические трюки.
  • Маска: чёрная полумаска с длинным носом. Лоб и брови нарочито выделены, с чёрными взъерошенными волосами. Пухлые щёки и круглые глаза указывают на его обжорство.
  • Поведение: Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям.

Предыстория

Имя Арлекина восходит к Эллекену (Hellequin) — предводителю кавалькады призрачных всадников из германской мифологии (Дикая охота). Впервые этот образ упомянут у Одерика Виталия в «Церковной истории» (Historia Ecclesiastica, XII век). По одной из версий, Эллекен — это одно из имен Одина, по другой — Херлом был король бриттов (др.-англ. Herla Cyning), по-третьей — Арлекин связан с немецкой балладой о Лесном или Ольховом короле (Erlkönig, где ольха — это Erle), а по четвертой — Арлекин это выродившийся образ Геркулеса.

В XIII веке его упоминает в «Игре о беседке» Адам де ла Аль, а в XIV веке — Данте в «Божественной комедии» (XXI песня Ада), где Аликино (итал. Alichino) — один из бесов.

История

А. Ширяев в костюме Арлекина (1900)

Псевдоним Арлекино (Arlecchino) выбирает себе актёр Тристано Мартинелли, в начале XVII века игравший при дворе второй жены Генриха IV, Марии Медичи. Этого персонажа также называли Труффальдино, Пасквино, Меццетино, Табарино (по именам актёров). В 1720 году во Франции была поставлена пьеса Мариво «Арлекин, воспитанный любовью» (Arlequin poli par l’amour). Во Франции на рубеже 18-19 вв. возникли арлекинады. Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо. Образ Арлекина запечатлен в картине Поля Сезанна Пьеро и Арлекин (1888—1890), где Арлекин (Arlequin) изображен в красно-черном трико с ромбами. В 1900 году в Санкт-Петербурге был поставлен балет «Арлекинада» (хореограф М. Петипа). Роль Арлекина тогда исполнил Александр Ширяев. Его атрибутами (помимо трико с ромбами) были воротник-жабо и гитара.

В XX веке самым известным исполнителем роли Арлекина стал Ферруччо Солери.

В русской культуре образ Арлекина использует Александр Блок в стихотворении «Свет в окошке шатался» (1902) и в пьесе «Балаганчик» (1906). Взлет карьеры Аллы Пугачевой начинается с исполнения песни Арлекино (1975), за которую она получает гран-при фестиваля Золотой Орфей. В советском фильме Карнавал (1986) веселый Арлекин выступает соперником меланхоличного Пьеро за сердце Коломбины. Образ Арлекина-женщины (Харли Квинн) появляется в мультсериале «Бэтмен» (1992), который находит свое развитие в многочисленных продолжениях, в том числе и в фильме Отряд самоубийц (2016).

Арлекин — один из героев книги А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и её экранизаций, самой известной из которых является телефильм 1975 года. И в сказке и экранизациях Арлекин является куклой и партнёром Пьеро по сцене. Арлекин вместе со всеми куклами терпит издевательства и унижения Карабаса-Барабаса. Именно Арлекин должен был, не желая этого, надавать в пьесе Карабаса-Барабаса подзатыльники Пьеро. В конце сказки Арлекин вместе со всеми куклами перешёл к Буратино в театр «Молния». Во всех экранизациях с ним то же самое. Однако Арлекин появляется только в первых трёх экранизациях.[прояснить] В фильме 1975 года является одним из главных персонажей.

Галерея

  • Арлекин, с гравюры XVIII в.

  • Актёр Т. Визентини с маской Арлекина, М. де Лятур (XVIII в.)

  • Арлекин, гравюра Дж. М. Мителли (XVII в.)

  • Тристано Мартинелли в роли Арлекина (XVII в.)

  • Рисунок к пьесе «Арлекин, галантный посланник» (1685)

  • Арлекин, статуэтка XVIII в.

  • Пьеро и Арлекин, картина П. Сезанна (1888)

  • Бродячие комедианты, картина Ф. Гойи (1793)

  • Арлекин и Коломбина, картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)

  • Арлекин — крестьянин, картина Д. Д. Ферретти (XVIII в.)