Ириб

Ириб

19.12.2020

Ириб (авар. Гӏириб) — село в центре Чародинского района Республики Дагестан, является административным центром муниципального образования Сельсовет «Ирибский».

Ириб, в прошлом столица Тленсерухского вольного общества — государственного образования из 13 сёл, сегодня является политическим центром общества Тленсерух.

В годы Кавказской войны жители села приняли активное участие в деятельности трёх имамов. В 1844 году Ириб стал резиденцией наместника Шамиля (мудира) в Южном Аваристане Даниял-бека Илисуйского. Почти одновременно здесь было построено сильное укрепление и размещён крупный воинский гарнизон, который по признаниям современников составлял «лучшее войско Шамиля».

После поражения Шамиля и до 1928 года — административный центр Тленсерухского участка в составе Гунибского округа Дагестана.

Население

Население — около 210 хозяйств (вместе с кутаном в Тарумовском районе), моноэтническое аварское село. Ирибцы в Дагестане проживают, большей частью в Махачкале — более 300 хозяйств.

География

Аул Ириб расположен в горном ущелье, на левом берегу реки Тленсерух (один из притоков Кара-Койсу), у слияния её с речкой Дарган. Река Дарган делит село пополам.

Высота над уровнем мирового океана — 1648 метров.

Село расположено в 190 км к юго-западу от Махачкалы и в 10 км от районного центра — села Цуриб.

Ближайшие населённые пункты: на севере — сёла Хинуб и Мукрух, на западе — село Рульдаб, на юге — село Нукуш.

Этимология

Существует несколько версий происхождения названия села. В литературе по топономии Аварии приводится версия: название села произошло от слова «гӏор», что на аварском означает «река», то есть у реки. Вторая версия исходит от слова гӏири. С кесерского диалекта аварского языка это слово переводится как надгробная плита, которую, если верить местным преданиям, добывали в месте где расположено село.

История

Село Ириб имеет богатую и древнюю историю, уходящую своими корнями в период Сасанидской империи. Для укрепления границ своего государства, её правители возвели в горах Кавказа целый ряд укреплений, среди которых был и Ириб. Арабские источники говорят об этом следующее:

Ануширван основал города Шабиран, Керкера и Баб ул-Абваб. А Абваб — это 360 замков и укреплений в горных ущельях.

— Ибн Хордадбех. Книга путей и стран.

Сохранившиеся в ауле старинные могильники, четыре крепостные, сторожевые, сигнальные и оборонительные башни с подземными сообщениями, также говорят о древности поселения.

В дошамилёвский период Ириб был столицей Тленсерухского вольного общества, территория которой охватывала большую часть современного Чародинского района.

Вплоть до вхождения в Северо-Кавказский имамат здесь действовали свои писанные законы. Так, если одно село нападет на другое, то с него взыскивались 30 овец. С человека укравшего с пастбища что-либо, независимо от целей — 5 овец и возвращение украденного. С человека присвоившего себе что-либо с горы Гочота (земли Кессера в долине реки Самур) — будь то скот или что-нибудь другое — возвращение присвоенного и штраф — 50 овец. За разжигание вражды предусматривался штраф в размере 100 овец. За отрезание хвоста у коня, кобылы или мула — 10 овец хозяину животного, 1 бык вольному обществу. То есть основным видом наказания был штраф, который применялся с целью компенсации причиненного ущерба и дальнейшего недопущения правонарушения.

В конце XVII века ирибцы приняли участие в освобождении Белокан от грузин.

В начале XVIII века, Казикумухский хан Сурхай, проводивший политику экспансии на запад, вторгся в Тленсерухское общество. Захватив аул Рис-ор, жители которого бежали в крепость Ириб, Сурхай решил овладеть столицей Тленсерухского общества. Однако на перевале между селом Косрода и местечком Маълиб, принадлежащим селу Ириб, он был разбит и вынужден уйти в свои владения.

В XVIII веке, ирибцы, возглавляемые горским предводителем Хамдалатом, участвуют в разгроме Надир-шаха в Андалале. В эпической песне о разгроме Надир-шаха говорится:

Когда очень туго андалалцам пришлось,
Хамдалат ушёл за подмогой в сторону Бис-ор
Попросить помощи из общества Тленсер,
А Муртазаали в сторону Хунзаха ушёл,

Чтобы привести в Хициб хунзахскую рать.

Из этих строк видно, насколько тяжела была ситуация, если такие воины, как Хамдалат и Муртазали, должны были покинуть поле битвы и идти за помощью. К пятому дню сражения персидские войска перешли реку Цамтиор, и отогнали андалалцев к их центру — аулу Согратль. В тот же день пришла подмога из Тленсеруха и Хунзаха, после чего, спустя некоторое время, аварцы вынудили персов бежать.

Кавказская война

В период Кавказской войны жители села воевали на стороне имама Шамиля, Ириб стал центром Тленсерухского наибства, а также всего южного Аваристана. В 1844 году в аул прибыл наиб Шамиля, последний правитель Илисуйского султаната Даниял-бек, который основал здесь свою резиденцию.

В том же году, главным инженером при Шамиле Юсуф-Хаджи Сафаровым, в Ирибе была построена крепость. В ирибской крепости располагался крупный военный гарнизон из 550 воинов, собранных со всего Тленсеруха. Из них 300 были конные и 250 пешие.

За счет средств Даниял-бека, в селе была построена мечеть. Аул Ириб, во время войны, действительно был неприступным укрепленным пунктом, захватить аул российским войскам так и не удалось. По этому поводу различные авторы пишут:

Пути наступления с лезгинской линии (долины Алазани) и из южного Дагестана преграждались укрепленным аулом Ириб или Ири на Кара-Койсу, в котором находились 9 орудий и большие запасы провианта и пороха.

— Вейденбаум Е. Путеводитель по Кавказу. Тифлис. 1888 г. с.197

Ириб действительно есть неприступное место для враждующих против него. Его укрепление, строенное Шамилем, значительно по отношению к окружающей его местности, всюду представляющей собой укрепление.

— Иоселиани Т. Путевые записки по Дагестану. Тифлис. 1861 г.

Кроме того из Ириба приходил самый большой доход в казну Имамата. Так, согласно записям Гаджи-Али, секретаря Шамиля, который вел учёт за всеми его приходами и расходами,

Самые большие доходы Шамиля были со стороны Ириба и Уллукале, где жили мухаджиры. Откуда они делали набеги на Грузию, Акушу и другие места и из добыч своих пятую часть уделяли Шамилю.

— Чохский Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. 1873 г.

Генерал царской армии и военный историк Р. А. Фадеев, в своем труде «Шестьдесят лет Кавказской войны» называет Ириб «главным пунктом всего Дагестана», что весьма справедливо, учитывая, что по количеству арсенала и оборонительных построек аул занимал одно из лидирующих позиций в Имамате. То же самое отмечал другой русский генерал Бобровский Павел, в работе «История 13-го Лейб-гренадёрского Эриванского Его Величества полка за 250 лет», исследователь Евгений Козубский в своих памятках по Дагестану и некоторые другие авторы.

В июне 1846 года к Ирибу двинулось 10-тысяччное русское войско под командованием генерал-лейтенанта князя Аргутинского-Долгорукого, который грозился захватить аул. В свою очередь Шамиль стянул к Ирибу отряды Даниял-бека и Кибит-Магомы и плотно окружил русское войско. Тогда Аргутинский-Долгорукий решился на отчаянную меру: он штурмом взял главную позицию горцев — вершину Маълиб и отбросил неприятеля в ущелье. Тем временем горцы заняли все дороги для отступления русского отряда и вынудили последних покинуть местность обходным путём.

В середине 1848 года Шамиль снова обращает внимание на Ириб. Он решил на время поселиться в Ирибе, прислал сюда своих наибов, в том числе Хаджи-Мурата, затем совершил поход на Ахты.

14 августа 1859 года Даниял-бек сдал аулы Ириб и Дусрах генералу Врангелю. Через два дня Лезгинский отряд князя Меликова вступил в Ириб. После разрушения башен, крепости и вывоза хранившихся в нём 4 орудий, запасов пороха, снарядов, пуль и прочих военных запасов и устройства управления Тленсерухским обществом, князь Меликов, забрав с собою семейство и имущество Даниял-бека, покинул село.

Дагестанский историк Булач Гаджиев сообщает о намерении Шамиля перебраться в Ириб если тот не удержится на Гунибе. Он пишет «Даниял-бек договорился с Шамилем, что, если последний не удержится на Гунибе, то со своим семейством переедет к нему в Ириб, имеющий достаточно вооружения и отменных храбрецов».. Близкий соратник имама Абдурахман Казикумухский находившийся вместе с Шамилём сообщает, что по пути следования к Гунибу к ним прибыл карахский наиб Курбанилмухаммед Бацадинский и предложил Шамилю отправиться вместе с ним в Ириб. Сподвижники Шамиля возразили: «Мы не в силах оказать сопротивление врагу в крепости Ириб. Мы должны сопротивляться в Гунибе». Не прислушавшись к совету карахского наиба Шамиль всё же направился в Гуниб, где вскоре дал свой последний бой.

До окончания Кавказской войны в Ирибе была сосредоточена одна из крупнейших торговых площадок в Дагестане, здесь скрещивались пути, устраивались различные ярмарки. Согласно записям генерала Генштаба Российской армии Глиноецкого, посетившего село в 1860 году,

Ириб, в прежнее время, был одним из наиболее значительных аулов нагорного Дагестана в нём считалось до 120 семейств, и он служил как бы средоточием всей внутренней торговли западного Дагестана; в нём были многочисленные лавки, в которых, по выражению горцев, можно было достать все, что только угодно. Куяда доставляла сюда лучшее своё оружие, Андийцы свои знаменитые бурки, из Аварии привозили сюда тонкие и теплые сукна, вырабатываемые в самых горах и идущие на одежду жителей; наконец, сам Ириб славился седельным производством: его седла считались лучшими во всем Дагестане и даже в Закавказье. Теперь же пропало всякое торговое значение Ириба: вследствие постоянных войн и неразрывных с ними опустошений, упали те незначительные промышленности, которые прежде существовали в горах: так, например, теперь вовсе, кажется, прекратилась выделка знаменитых андийских бурок. Притом же, с падением Шамиля, вся торговля перешла в пункты, где расположены наиболее значительные части наших войск, и горцы отправляются туда для покупки всего им необходимого и для сбыта своих небогатых произведений. Вследствие того, вместе с упадком торговли в Ирибе, торговые сношения с горцами стали усиливаться в Закаталах, Кумухе и в Темир-Хан-Шуре. Конечно, в прошедшем Ириб более всего обязан своим блестящим положением тому, что в нём имел постоянное своё местопребывание Даниель-Бек, бывший, прежде чем он передался Шамилю, генералом нашей службы. Весьма естественно, что и все потребности Даниель-Бека должны были быть более сложны, чем потребности простых горцев: он имел около себя как бы некоторого рода свой двор и скорее мог называться союзником, чем подвластным Шамиля. Поэтому неудивительно, что резиденция его приобрела некоторое значение в горах и что в ней проявлялись некоторое оживление и торговля. Но теперь, когда прекратилось это значение Ириба, он снова впал в разряд обыкновенных горских аулов, несмотря на то, что в нём имеет своё местопребывание наиб из туземных жителей, в ведении которого находится до 12 смежных аулов.

— Глиноецкий Е. Из путевых заметок, веденных на Кавказе в 1860 г.

В составе России

В конце XIX века Тленсерухское наибство было переименовано в участок, в составе Гунибского округа. В 1886 году с селе впервые была проведена перепись населения: население Ириба составило 562 человек. Ириб оставался административным центром участка, вплоть до преобразования его в Чародинский район. Лишение статуса центра по всей видимости связано с тем, что в период гражданской войны ирибцы активно поддерживали противников большевизма. Так, ирибцы участвовали во взятии Темир-Хан Шуры, в неудачном походе на Порт-Петровск и в других действиях войск пятого имама. Идеологом и идейным вдохновителем ирибцев был престарелый Осман-дибир Ирибский, который одним из первых поддержал Нажмудина Гоцинского и Узун-Хаджи Салтинского. С приходом коммунистов к власти, в ауле, как и по всей Аварии, началось массовое уничтожение исторических и религиозных книг на арабском языке.

В 1940—1960-е годы многие ирибцы, как и другие дагестанцы, переселились из горной местности на равнину.

Тухумы

  • Дарбишал — потомки араба из Шама (Сирии) Дервиша Али, приехавшего в Ириб для распространения ислама в горах. Само слово «дервиш» обозначает странствующего проповедника, суфия, человека отказавшегося от мирских благ и посвятившего себя служению Всевышнему. Представители этого тухума проживают также в соседнем Нукуше.
  • Цӏиркьилал — самый многочисленный тухум в Ирибе.
  • Шунилал. — переселились из поселения Кудади, расположенного в 3 км от Ириба.
  • Ярагьанал — потомки окружения и родни наиба Ириба и Южной Аварии, мудира имама Шамиля — Даниял-бека, султана Илисуйского. Даниял перешёл на сторону Шамиля в июне 1844 года, и в том же году он и его родственники, окружение и наиболее мужественная часть илисуйцев ушли из сожженного царскими войсками Илису и основались в Ирибе.

Кварталы

Село делится на старый Ириб и новый Ириб, которые разделены рекой Дарган.

Старая часть села включает в себя следующие кварталы:

  • Ас-къватI — с аварского переводится как верхняя улица. Самый старый квартал в селе, основан в 563 году тухумом Паргадан.
  • Соли. Квартал был построен в конце XIII столетия тухумом Дарбишевых.
  • КӏулекI. Построен в XIV-XVII веках тухумом Шунилал. Один из центральных кварталов села, где находится ирибская мечеть.
  • Гванзу-къватI. Квартал построен в XIV-XVII века. Первоначально застраивался тухумом Шунилал. В 1844 году в квартале поселились беженцы из сожженного Илису.
  • Гъоркь къватI. В переводе с аварского — нижняя улица. Основан в XVI веке тухумом Циркьилал.
  • Щубад. С аварского — на краю. Построен в XVIII веке тухумом Цӏиркъилал.
  • Гъунол. Застраивался с XIV по XVII века. Первоначально здесь поселился тухум Шунилал. Вторая волна — Цӏиркъилал.
  • Гӏуракь. Первый дом построен в начале второй половины ХХ-го века. Здесь только три жилых дома, остальные строения — административные и общественные здания, построенные в 1960—1980-х годах. Это больница, школа, канцелярия колхоза, почта, клуб, детский сад, здание сельской администрации и десяток гаражей.

Новый Ириб начал застраиваться во второй половине XX века. В него входят кварталы:

  • Улукь. Начал застраиваться с середины 1970-х годов. Строятся дома там и теперь.
  • Магъилъ. Первые дома построены здесь в конце 1970-х годов. Квартал в основном уже застроен.
  • Инхли. Начало его строительству положено в конце 1980-х годов. Наиболее активно застраиваемый квартал.

Галерея

  • Пейзаж на юге села

  • Вид со стороны реки Тленсерух

  • Нижний Ириб

  • Верхний центр села

  • Вид на реку Тленсерух со стороны Ириба

  • Главная улица села

  • Мечеть в селе Ириб

  • Ирибская средняя общеобразовательная школа. 1988 г.

  • Ирибцы на годекане возле мечети. 1988 г.

  • Вид на село Ириб с северной стороны

  • Сёла Ириб, Хинуб и Мугрух

  • Въезд в село Ириб